Качество прибыли:
показатели и пути повышения

Любая компания вне зависимости от своего масштаба, философии бренда и выбранного способа приносить пользу обществу, имеет одну главную цель — «делать деньги», что в переводе на язык финансов означает «стабильно обеспечивать своим владельцам требуемый уровень прибыли и денежного потока». Для успешного бизнеса прибыль должна стать привычкой, а не событием. Проанализируйте Отчеты о прибыли и убытке своей компании за последние 5 лет. Прибыль есть и она имеет тенденцию к росту? В целом это позитивная информация. Однако, прибыль должна быть еще и качественной.

Что такое качество прибыли, какие показатели его определяют и что делать для его повышения — с этими вопросами разбирается в статье.
Что такое качество прибыли
Качество прибыли — это критерий оценки того, насколько повторяемой, контролируемой, предсказуемой и пригодной для использования является прибыль.

Оценка качества прибыли состоит не в том, чтобы определить ее текущий уровень и выявить факторы, которые обеспечили достижение этого уровня. Факторный анализ прибыли направлен на выявление драйверов ее роста, а оценка качества — на то, чтобы выделить те аспекты деятельности компании, которые обеспечат не только рост прибыли в будущем, но и ее надежность, стабильность, обеспеченность и достаточность.

Какие показатели определяют качество прибыли

Разберем, какие показатели нужно рассчитывать, чтобы оценить качество прибыли.

1) Показатель надежности прибыли

Надежность прибыли означает, что ее основная доля получена за счет доходов от основной, операционной деятельности, ради которой создавался бизнес, а не за счет непрофильных доходов (например, продажи устаревшего оборудования или получения штрафов за нарушение условий контракта) или разовые корректировки чистой прибыли в виде единовременных доходов (например, от восстановления резервов, курсовых разниц или переоценки имущества).

Это важно, так как прибыль от основной деятельности является более устойчивым и предсказуемым источником финансирования, в отличие от разовых или случайных поступлений.

Что считаем и как оцениваем:
* Общая сумма доходов = Выручка от продаж + Прочие доходы
В свою очередь, качество доходов (выручки от продаж) от основной, операционной деятельности тоже нужно оценивать. Например, компании могут демонстрировать высокие темпы роста продаж в кредит, что расширяет рынок сбыта, но может повлиять на перспективы получения как денег, так и прибыли в будущем, если качество дебиторской задолженности будет низким. Динамику изменения продаж в кредит или дебиторской задолженности можно оценить при анализе Баланса и Отчета о движении денежных средств.

2) Показатель стабильности прибыли

Стабильность означает, что на протяжении последних 3−5 лет убытки не формируются, а темп роста прибыли постоянно увеличивается.

Стабильность прибыли является важным показателем для различных групп пользователей финансовой информации:
  • Для инвесторов и кредиторов она служит индикатором финансовой устойчивости компании и ее способности обслуживать долги.
  • Для менеджмента компании стабильность прибыли отражает эффективность управленческих решений и качество бизнес-модели.
  • Для налоговых органов стабильность прибыли свидетельствует о добросовестности налогоплательщика.
Что считаем и как оцениваем:

3) Показатели обеспеченности прибыли деньгами

Обеспеченность прибыли деньгами означает, что компания имеет денежный поток, который подкрепляет эту прибыль, и не сталкивается с ситуацией «прибыль есть, а денег нет».

Компания может демонстрировать рост чистой прибыли, но иметь при этом отрицательный операционный денежный поток, а значит быть не такой финансово устойчивой, как кажется.

Для менеджмента компании показатель обеспеченности прибыли отражает эффективность управления оборотным капиталом и помогает принимать обоснованные решения по управлению ликвидностью. Для поставщиков и подрядчиков этот показатель важен для определения надежности контрагента, оценки рисков неплатежей и выстраивания долгосрочных партнерских отношений.

Что считаем и как оцениваем:

4) Показатели достаточности прибыли

Достаточность прибыли означает, что она обеспечивает целевую рентабельность продаж, активов и капитала. Менеджменту компании данные показатели помогают принимать обоснованные решения по управлению рентабельностью и финансовой устойчивостью, а собственникам и инвесторам — оценивать эффективность вложений в бизнеса.

Что считаем и как оцениваем:

Как повысить качество прибыли

«Сначала вам нужно наладить прибыль, а затем расти. Вы должны выяснить, что приносит прибыль, и избавиться от того, что ее не приносит. Когда вы сосредотачиваетесь на росте, неизбежно приходится расти любой ценой. Когда вы сначала фокусируетесь на прибыли, вы неизбежно определяете, как получать прибыль постоянно. Рентабельность. Стабильность. Здравомыслие. Навсегда», — писал Майк Микаловиц в книге «Сначала заплати себе».

Это справедливо и для качества прибыли: чем раньше вы начнете работать над ним, тем быстрее и эффективнее будет расти ваш бизнес.
10 рекомендаций по повышению качества прибыли:

  1. Увеличивайте долю прибыли от основной операционной деятельности, сокращая зависимость от разовых и непрофильных доходов.
  2. Обеспечивайте стабильный рост выручки и прибыли на протяжении 3-5 лет.
  3. Контролируйте соотношение прибыли и денежного потока, не допуская ситуации "прибыль есть, а денег нет".
  4. Добивайтесь целевой рентабельности продаж, активов и капитала. Это отражает достаточность прибыли для развития бизнеса.
  5. Оптимизируйте структуру источников формирования прибыли, увеличивая долю высокорентабельных видов деятельности.
  6. Повышайте эффективность использования ресурсов, сокращая издержки и увеличивая производительность.
  7. Диверсифицируйте клиентскую базу и ассортимент, снижая зависимость от отдельных покупателей и продуктов.
  8. Внедряйте инновации и повышайте качество продукции, чтобы увеличивать маржинальность.
  9. Совершенствуйте систему бюджетирования и контроля затрат, чтобы оперативно реагировать на изменения.
  10. Регулярно анализируйте качество прибыли, используя ключевые показатели, и принимайте меры по его улучшению.
И в заключение немного цифр. По данным одного из исследований, средняя выручка на одно российское предприятие в 2023 году увеличилась в 2,2 раза по сравнению с 2022-м, а средняя прибыль — в 1,5 раза. При этом не все участники исследования оказались довольны качеством полученной бизнесом прибыли: 41% считают ее недостаточной; 25% — нестабильной; 22% — необеспеченной; 12% — ненадежной.

Проверьте качество своей прибыли и оцените, чего ей не хватает. Определите точки приложения усилий, составьте план — и действуйте, чтобы по итогам текущего года вы уже смогли заметить позитивные сдвиги. Научиться использовать цифры и показатели для принятия эффективных управленческих решений и находить те самые “кнопки”, которые запускают генерацию прибыли как необходимого компонента роста и масштабирования можно на программах FinAnswers для собственников и руководителей бизнеса, а также для бухгалтеров и финансистов.
Наталья Удалова
автор курса по финансовому менеджменту для собственников и руководителей компаний, курса по повышению квалификации бухгалтеров и финансистов.
Понравилась статья?
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Читать также: