Можно ли в кризис «продавать» затраты?


Это статья не про то, как в кризис переупаковать продукт или усилить маркетинг — это не моя компетенция. Я хочу показать финансовую сторону выживания в кризис.

Кризис — это время, когда надо сохранить бизнес (если надо), ведь за спадом последует рост и эту возможность нельзя упустить. Это значит, что надо использовать все внутренние ресурсы и снизить риски.

Прибыль бизнеса тождественна риску, на который готов идти собственник. Кризис не лучшее время, чтобы думать о прибыли, в кризис надо выживать, а значит надо снижать риски.

Один из вариантов снижения рисков — перевод постоянных расходов в переменные. Переменные расходы зависят от выручки, а значит делают бизнес менее рискованным. Правило очень простое:

Выручка есть — переменные расходы возникают, выручки нет — не возникают.

(Об этом я писала в «Финансовом словаре предпринимателя» в статье «Переменные расходы»).
    Это значит, что все расходы, которые можно привязать к выручке и перевести в категорию переменные — надо переводить. Как? Здесь нет прямых советов. Каждый предприниматель решает задачу сам, исходя их своего опыта, ситуации, знаний или интуиции.

    В этой статье хочу затронуть лишь один вид расходов, но самый болезненный — оплату труда. Когда возникает кризис, отношения между сотрудниками и собственником должны измениться. Вне кризиса большая часть персонала нанимаются как «просто работники», на оклад, иногда с некоторой переменной частью, но далеко не все и не всегда. В этом случае оплата труда не зависит от выручки, а значит это постоянный расход. Все риски по выплате зарплаты несет собственник. Вне кризиса он может себе их позволить и даже заработать на этих рисках, например, увеличивая маржу. В кризис «просто работники» не нужны — это балласт, увеличивающий и без того возросшие риски. В кризис нужны люди, заинтересованные в сохранении компании, те, кто «про бизнес», кто готов разделить риски с собственником.

    В результате есть два варианта:

    1. Если оплата труда остается постоянным расходом, то сокращение фонда оплаты труда на Х% (10, 20, 30 … решать вам) будет компенсацией сотрудниками рисков собственника. Об этом надо прямо сказать сотрудникам: «Сейчас кризис. Все риски по своевременной выплате зарплаты несу я, поэтому в кризис я могу требовать компенсации рисков в виде скидки с оклада.»
    2. Если сотрудники готовы перейти из категории «просто работник» в категорию «партнер» и взять часть рисков на себя, то оплата труда становится переменным расходом, зависящим от выручки. Значит во время кризиса «скидки» с зарплаты нет, но и гарантии ее выплаты тоже нет.

    Оба варианта жесткие, но позволяют в кризис бизнесу выжить, а сотрудникам сохранить рабочие места.

    Таким образом, в кризис расходы можно «продавать» в виде скидки, но делая их переменными, бизнес становится менее рискованным и более устойчивым, что может быть решающим фактором.

    О том, как управлять рисками и увеличивать прибыль мы подробно разбираем на курсе для собственников и руководителей бизнеса «Финансовая система». О том, как проходит курс, кому он подходит, а кому нет, читайте на сайте.
    Понравилась статья?
    Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
    Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
    ☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
    c политикой конфиденциальности
    Читать также:
    ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ