Лакмусовые вопросы к бухгалтеру
или финансисту



В прошлый раз я писала статью про лакмусовые вопросы к собственнику бизнеса, которые показывают мне на чем реальный фокус собственника малого бизнеса. В этот раз поговорим про финансистов всех направлений: от бухгалтеров до финансовых менеджеров тоже в малом (и среднем) бизнесе.

Я задаю эти вопросы, когда я провожу собеседование перед стартом своих программ для собственников бизнеса, либо для финансовых менеджеров. Поскольку у меня группы очень маленькие, то эти вопросы позволяют мне отсечь «не моих» клиентов, т.е. людей, для которых мой курс не принесет пользы, а мне будет сложно с ними работать.

Чтобы понять контекст моих вопросов, кратко расскажу, что для меня важно. Все мои программы – они про бизнес, про то, как приносить максимальную пользу (если ты наемный сотрудник) и про то, как делать бизнес более эффективным и прибыльным (если ты собственник бизнеса). Поэтому вопросы налоговой оптимизации, налоговых схем, оптимизации заработной платы, учета ради налогов, а не ради управления – это не ко мне.
Итак, если говорить про бухгалтеров и финансовых менеджеров, то один из вопросов, который сразу позволяет мне понять: этот человек живет бизнесом или просто получает ЗП, очень простой:

Какая годовая выручка компании (бизнеса)?

По моей внутренней статистике:

  • Собственники отвечают на этот вопрос сразу в 100% случаев.
  • Финансовые менеджеры отвечают в 80% случаев.
  • Бухгалтера всего 20-30%
При этом собственники говорят цифру по бизнесу, сразу, не думая, без уточняющих вопросов. Потом может выясниться, что они ее не правильно считают или ошиблись, но эта цифра живет у них в голове.

Финансовые менеджеры тоже часто знают эту цифру и могут назвать. При этом они могут задать уточняющие вопросы: с НДС или без? По юр.лицу или по бизнесу в целом? Я такие вопросы только приветствую, для меня они означают, что человек понимает, о чем идет речь и умеет считать.

Бухгалтеров этот вопрос ставит в тупик. Часто они не знают выручку ни по юр.лицу, ни по бизнесу в целом. При этом аргументы такие: «Мы еще маленькие и аудит не проходим», «Мы на упращенке и нам выручка не нужна», «Программа сама считает, я не знаю», «Это не входит в круг моих обязанностей» и т.д.
Мое мнение такое: если бухгалтер действительно занимается учетом для бизнеса, а не для налоговых органов, то он просто обязан знать выручку компании на зубок, а желательно еще и денежный поток. Но вопрос про денежный поток ставит в тупик не только бухгалтеров, но и собственников бизнеса, поэтому я его задаю редко, чтобы не ставить людей в неудобное положение, хотя это тот показатель, который надо знать как «Отче наш».

Дополнительно я могу спросить у бухгалтера:

будет ли он отражать в учете расходы, если у него нет документов, но он точно знает, что эти расходы были, например, аренду?

Ответ на этот вопрос тоже многогранен и позволяет понять бухгалтер «про бизнес» или «про налоги». Если последнее, то я вряд ли смогу сделать из него финансового менеджера, который априори «про бизнес».

Вот такие очень простые вопросы позволяют мне сделать верхний срез в мотивации будущих участников моих программ, на которых мы разбираем все самые главные финансовые показатели, учимся анализировать и видеть бизнес через цифры, управлять затратами, оборачиваемостью и повышать эффективность и прибыльность бизнеса, а также строить правильную финансовую систему.

Старт следующего потока курса для собственников и руководителей бизнеса – 18 октября 2021.
Старт четвертого потока Школы финансовых менеджеров – 26 июля 2021.
Понравилась статья?
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Читать также:
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ