Курсы по финансам для собственников и руководителей бизнеса

Первый книжный магазин Amazon располагался в гараже Джеффа Безоса. В гараже начинали свой бизнес Apple, Disney, Mattel (производитель Barbie), Microsoft и Google. В России с гаражами было хуже, поэтому «Вкусвилл» стартовал с нескольких ларьков с молочными продуктами площадью 10−15 кв. м, а Natura Siberica — с маленького цеха по производству дешевого средства для мытья посуды.

Общее у этих брендов одно: вряд ли на старте их основатели думали о построении финансовой системы или об изучении основ финансового менеджмента. В этой статье разберемся с тем, когда пора этим заниматься и почему недостаточно просто нанять финансового директора?
Когда пора учиться
На первых этапах жизни бизнеса важно сосредоточиться на том, как быстрее вырасти с нуля и завоевать свою долю рынка, привлечь новых покупателей. Но со временем наступает момент, когда бизнес-план на салфетке и подход «прорвемся!» начинает буксовать. Нужен новый драйвер роста, который работает на повышение эффективности и рост прибыли, основан на цифрах и логике. Бизнесу нужна финансовая система, а собственнику и руководителю компании — новые знания.

Как определить момент, когда пора заниматься этим вопросом? Время пришло, если у вас как у собственника и руководителя компании нет четкого понимания финансовой ситуации в бизнесе, вы не знаете где найти резервы повышения прибыли и роста эффективности и как вывести компанию на новый уровень. Такое случается и с теми, чей годовой доход составляет несколько миллиардов рублей, и с теми, у кого пока пара сотен миллионов. В этом смысле проблемы у всех одинаковы.

Пять вопросов, которые станут «звоночками», что вам пора идти на курсы по основам финансового менеджмента:



  1. В вашем бизнесе кассовые разрывы — обычное дело, вы считаете их естественным спутником любого бизнеса и регулярно «тушите пожары»?

  2. Вы считаете, что кредиты — зло и дали клятву «никогда и ни за что»?

  3. Вы не заглядываете в будущее бизнеса дальше чем на месяц или квартал?

  4. Вы не представляете сколько в бизнесе собственного капитала за все время его существования?

  5. Ни вы, ни ваши сотрудники не знают точку безубыточности, не понимают сколько и чего нужно продавать или производить, чтобы компания была в плюсе?

Если вы ответили «да» хотя бы на три из этих вопросов, то вам точно пора. Но не спешите искать подходящие онлайн-курсы или заказывать книги по финансовому менеджменту. Это не поможет, если нет главного: вашей готовности посмотреть правде в глаза, решимости меняться и менять сложившийся годами подход к ведению бизнеса, чтобы перейти к управлению на базе объективных данных.

Зачем идти на курсы по финансам

По данным исследования НАФИ, каждый третий предприниматель в России имеет низкий уровень финансовой грамотности, а две трети никогда не проходили обучения, связанного с управлением финансами. 48% представителей компаний малого и среднего бизнеса принимают финансовые решения интуитивно, без использования инструментов планирования. 52% собственников и руководителей не готовы использовать заемный капитал, 58% являются сторонниками очень осторожной и консервативной стратегии, готовы получать невысокий доход, но при этом нести низкие риски.

Все это объясняет многое: значительному числу компаний не удается преодолеть «долину смерти» и выжить в условиях жесткой конкуренции, страх привлекать финансирование лишает бизнес возможности расти и масштабироваться, отсутствие навыков и умения управлять рисками ведет к замедлению развития. Но почему обучение необходимо собственнику и руководителю?

Прежде всего, именно собственники и руководители принимают решения по важным для бизнеса вопросам о том, продолжать ли ту или иную деятельность, вкладывать ли средства в тот или иной проект, продавать ли ту или иную продукцию. Эти решения могут иметь серьезные последствия, поэтому важно использовать не только интуицию и предпринимательское «чутье», но и более твердую основу в виде цифр и показателей.

«Цифры не принимают решения за вас, хотя и становятся основой для принятия решений, — пишет Тим Филлипс в книге „Управление на основе данных“. — Если вы хотите добиться роста на 352%, или 35,2%, или 3,52% и при этом ваши конкуренты в ведении бизнеса опираются на данные, а вы продолжаете играть в „угадайку“ [или принимать важные решения на основе интуиции], ваши шансы на успех ничтожно малы».

Как ни парадоксально это звучит, знание основ финансового менеджмента позволит лидеру компании уйти от операционной рутины и сосредоточиться на стратегических задачах. Секрет — в умении задавать нужные вопросы и ставить правильные задачи тем, кто работает в компании, в том числе и финансовому директору. Верн Харниш в книге «Развитие бизнеса: инструменты прибыльного роста» писал: «Самые лучшие руководители умеют задавать правильные вопросы и обращаются за ответами к сотрудникам, клиентам, консультантам или широкой общественности. Чем меньше предприятие зависит от своего лидера, тем выше его ценность».

Базовый минимум финансовых знаний для собственников и руководителей

Собственники и руководители бизнеса планируют деятельность компании по разным направлениям. Для этого необходимо не только умение анализировать как минимум три базовые формы финансовой отчетности (Баланс, Отчет о прибыли и убытках, Отчет о движении денежных средств) и делать выводы, но и определять адекватные перспективные показатели на основе имеющихся у компании ресурсов.

Навыки анализа затрат, понимания различий в классификациях расходов на прямые и косвенные, переменные и постоянные, умения находить точку безубыточности и рассчитывать целевой уровень выручки необходимы для достижения поставленных целей и максимально эффективного использования имеющихся в компании ограниченных ресурсов. Привлечение внешнего финансирования для роста и масштабирования компании потребует умения оценивать риски заемного капитала и использовать его с максимальной эффективностью.

Знание основ кассового планирования и умение управлять оборотным капиталом позволят избежать кассовых разрывов, использовать бесплатный товарный кредит поставщиков и обеспечить рост рентабельности собственного капитала. Умение управлять операционными рисками поможет влиять на устойчивость бизнеса в период кризиса и на прибыльность в период роста.

Таким образом, в базовый минимум финансовых знаний для собственников и руководителей бизнеса входят:
— финансовый анализ, анализ и интерпретация финансовой отчетности;
— анализ расходов по разным классификациям;
— основы управления операционными рисками;
— основы управления оборотным капиталом;
— основы кассового планирования и построения финансовых моделей;
— основы привлечения заемного капитала и управления финансовыми рисками.

Если вы находитесь в поиске курсов по финансам, то обратите внимание на онлайн-программу для собственников и руководителей бизнеса «Финансовая система для увеличения прибыли» продолжительностью 8 недель.
Наталья Удалова
автор курса по финансовому менеджменту для собственников и руководителей компаний, курса по повышению квалификации бухгалтеров и финансистов.
Понравилась статья?
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Читать также: