Когда нанимать финансового менеджера?


Когда я разговариваю с собственниками бизнеса, то один из самых популярных вопросов: Когда надо нанимать финансового менеджера и какие ставить перед ним цели? В этой статье я рассмотрю вопрос о том, когда нанимать финансового менеджера. Про KPI будет другая статья.

Обычно, на начальном этапе бизнеса, собственники сами занимаются своими финансами и ведут учет, иногда часть работы делегируют бухгалтеру, а самые смелые делегируют бухгалтеру все, а потом вообще ничего не понимают и теряют нить управления. Но в этой статье я не буду рассматривать вопрос: почему бухгалтер не может быть финансовым директором? Это тема для отдельной статьи.

Я встречала собственников, которые выстраивали свою систему учета в таблицах, другие вели учет в блокнотах, третьи использовали онлайн сервисы, а самые продвинутые — программу 1С. Каждый раз я удивляюсь, насколько может быть креативный подход собственника к ведению учета в своем бизнесе, но я никого не критикую. Я считаю, что лучше вести учет, чем его не вести. Более того, я понимаю, насколько сложная задача быть собственником растущего стартапа, когда абсолютно все в руках одного человека.
Но рано или поздно приходит понимание, что надо начинать делегировать и нанимать людей. Собственник нанимает помощников, маркетологов, продажников, производственный персонал и т.д. Выстраивает соответствующие системы и в какой-то момент понимает, что бизнес уже достаточно подрос и теряются нити управления. Возникают вопросы, на которые собственник хочет получить ответы и не может:
  • Где деньги?
  • Какие истинные доходы и расходы?
  • Какое направление прибыльное, а какое убыточное?
  • Кто должен нам и кому должны мы?
  • Какая точка безубыточности?
  • Сколько в бизнесе прибыли?
  • Почему прибыль есть, а денег нет или наоборот: деньги есть, а прибыли нет? и т. д.
Возникает потребность получать регулярные отчеты по бизнесу, а выстроенная система таблиц не позволяет это делать, да и данные туда заносятся не регулярно, с большой задержкой, что делает всю систему недостоверной, а от этого и бессмысленной.

На мой взгляд это самое время обратить внимание на финансовую систему, а как следствие и на уровень финансовой грамотности собственника. Ведь не секрет, что у многих собственников малого бизнеса отсутствуют базовые финансово-экономические знания и управлять своим бизнесом через цифры и финансовые показатели они просто не умеют, но при этом обладают очень сильной интуицией. Однако, для управления бизнесом одной интуиции бывает мало.
Базовые финансовые знания нужны не только для того, чтобы видеть свой бизнес через цифры и финансовые показатели, но и для того, чтобы делегировать финансовые вопросы и уметь контролировать их выполнение, что абсолютно необходимо в растущем бизнесе.

Я считаю, что принимать решение о том, что вам нужен финансовый менеджер можно исходя из следующих критериев:

1. У вас бизнес уже достаточно «большой» по меркам малого бизнеса. Ориентироваться только на обороты здесь неправильно. Потому что бизнесы очень разные: это может быть детский центр или салон красоты, а может быть дистрибьютер по продаже техники из Китая. Очевидно, что сложность и детализация бизнеса разная. Как правило у такого бизнеса уже хорошо отстроены и работают системы: продаж, маркетинга, производства, есть постоянный поток клиентов и это растущий бизнес. Ниже я приведу примеры моих клиентов, у которых уже есть в штате финансовый менеджер.

2. Собственник готов делегировать финансы своего бизнеса, ведь по сути, он делегирует управление кошельком бизнеса. Готов делиться правами и ответственностью. При этом он точно знает какие ставить задачи перед финансовым менеджером и как контролировать их выполнение. Собственник понимает, что без этого человека он тормозит развитие своего бизнеса. Этот пункт говорит о том, что уровень финансовой грамотности собственника должен быть достаточно высок.

3. В бизнес необходимо привлекать заемное финансирование или инвестиции. Это отдельная тема, которая требует постоянного контроля и очень большой вовлеченности в процесс.
Хороший финансовый менеджер — это финансовый бизнес-партнер для собственника, его правая рука, которая не только готовит отчеты, но и может их интерпретировать, анализировать, показывать на слабые места, повышать эффективность бизнеса через элементы контроля и оборачиваемости. Хороший финансовый менеджер точно сможет себя окупить и принести компании доход через повышение эффективности бизнеса. Финансовый менеджер — это не статист и не бухгалтер, это один из самых вовлеченных в бизнес сотрудников. При этом, хороший финансовый менеджер не обязательно супер дорогой специалист, я знаю примеры, когда на эту позицию принимались выпускники ВУЗов, с минимальным опытом, но с горящими глазами, готовые учиться  получать новый опыт и знания в растущей компании.
Вот несколько примеров моих клиентов, у которых в штате уже есть финансовый менеджер, при этом они не большие по обороту, но растущие по бизнесу:

  1. Компания по ремонту помещений и дизайну интерьеров. Оборот 40 млн. год, штат 12 человек.
  2. Туристическая компания. Выручка 120 млн в год. Штат 40 человек.
  3. Компания по интернет-маркетингу. Оборот 80 млн.год. Штат 50 человек.

Если вы понимаете, что еще не готовы брать финансового менеджера в штат, то можно рассмотреть варианты частичной занятости или удаленного финансового менеджера. Я считаю, что эти варианты временные, потому что они не могут обеспечить 100% вовлеченности финансового менеджера в бизнес, но как промежуточные они вполне приемлемые.

Для некоторых клиентов мы оказываем услуги удаленного финансового менеджера. Если они вас интересуют, то заполните анкету:
Понравилась статья?
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Читать также:
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ