Кассовый разрыв.
Часть 1

«Или ты будешь управлять своими деньгами, или их отсутствие будет управлять тобой».

Народная мудрость
Много сказано уже о кассовом разрыве, много написано и, тем не менее, он является основной болью для малого и среднего бизнеса. В кассовый разрыв могут попадать любые компании, независимо от размера. Это может быть крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес, микробизнес и для всех это является неприятным моментом. Однако, мой опыт работы с крупными компаниями говорит о том, что для большого бизнеса кассовый разрыв — это управляемый процесс и, как правило, компании заранее знают, что у них планируется кассовый разрыв, знают сколько он будет длиться и сколько будет стоить решение этой проблемы. В то же время для малого бизнеса — это всегда большая проблема. Известно, что 95 процентов малого бизнеса в России не доживает до 3-х лет. Бизнес просто разоряется и основой причиной этого является кассовый разрыв. В этом заключается парадокс: одно и тоже явление будет проблемой для одних компаний и рабочей ситуацией для других. Причина кроется в том, что крупные компании научились управлять кассовыми разрывами, а малые компании — нет. Более того, общий уровень финансовой грамотности менеджмента в крупном бизнесе несравнимо выше, чем в малых и средних компаниях. В этом нет ничего страшного, это дело наживное, и эта статья является одной из ступенек для того чтобы повысить ваш уровень финансовой грамотности. Мы разберем каковы причины кассовых разрывов, чем он опасен для бизнеса и как его предотвратить.
Итак, что же такое кассовый разрыв? Это временная нехватка денег на покрытие своих обязательств. Кассовый разрыв может длиться день, два, неделю, две недели, три недели, месяц — он будет длиться ровно столько, сколько вам не будет хватать денег в обороте для того покрыть свои текущие обязательства. При этом кассовый разрыв не имеет ничего общего с прибыльностью или убыточностью бизнеса.

Что такое прибыльность или убыточность? Это покрытие всех своих расходов за счет доходов. При расчете прибыльности/убыточности движение денежных средств (в кассе и по расчётному счету) не учитываются, потому что доходы и расходы считаются методом «начисления», а не в парадигме: «деньги пришли — деньги ушли». Получается, что и прибыльные и убыточные компании могут попадать в кассовые разрывы.

Одной из причин, по которой прибыльная компания может попасть в кассовый разрыв — увеличение запасов и/или дебиторской задолженности. Компания вкладывает деньги в приобретение товаров или сырья, тем самым «замораживая» денежные средства, или продают товар (работы, услуги) с отсрочкой платежа и тоже «замораживает» деньги, создавая условия для кассового разрыва.

Убыточные же компании попадают в кассовые разрывы из-за возросших обязательств при одновременном уменьшении доходов.

При расчете кассового разрыва учитываются наличные денежные средства (в кассе) и деньги на расчетном счете. Величина кассового разрыва рассчитывается следующим образом:

Остаток денег на начало месяца (или на начало дня) + Приход денежных средств за месяц (за день) — Расход денежных средств за тот же период = Остаток на конец месяца (дня)

Если остаток положительный — это говорит о том, что у вас хватает денег на покрытие обязательств, а если остаток отрицательный — то у вас кассовый разрыв. При этом, ваш бизнес может быть прибыльным.

Для большинства предпринимателей малого и среднего бизнеса, это совершенного не очевидные вещи. Предприниматели считают, что прибыль — это те деньги, которые есть у них на счете или лежат в кассе. Это огромная ошибка, которая ведет к неправильным выводам в отношении своего финансового положения и к ошибочным решениям.
Существует 9 основных причин кассовых разрывов:
  • Первая причина — это отсутствие кассового планирования, т. е. вы не прогнозируете свои денежные поступления и денежные расходы. Если вы не осуществляете планирования поступления и расходования денежных средств, то вероятность возникновения кассового разрыва очень высока.
  • Но есть и другая проблема с планированием — излишне оптимистичный взгляд на доходы и расходы. Вы планируете приход денежных средств больше, чем он может быть на самом деле, а расход — меньше, чем он есть на самом деле. Такое некачественное планирование вводит вас в заблуждение о том, что у вас в течение месяца все будет нормально. Низкое качество финансового планирования — это вторая причина возникновения кассовых разрывов. Подходить к кассовому планированию нужно исключительно консервативным методом, который заключается в следующим: планируя денежные поступления, необходимо исходить из того, что часть мы можем не получить, однако расходы, скорее всего, нам придется оплачивать вовремя. Подобный консервативный подход дает максимально реалистичный результат, т. е. мы на горизонте планирования в месяц, неделю или 10 дней понимаем: возникнут у нас кассовые разрывы или не возникнут.
  • Но есть и другая проблема с планированием — излишне оптимистичный взгляд на доходы и расходы. Вы планируете приход денежных средств больше, чем он может быть на самом деле, а расход — меньше, чем он есть на самом деле. Такое некачественное планирование вводит вас в заблуждение о том, что у вас в течение месяца все будет нормально. Низкое качество финансового планирования — это вторая причина возникновения кассовых разрывов. Подходить к кассовому планированию нужно исключительно консервативным методом, который заключается в следующим: планируя денежные поступления, необходимо исходить из того, что часть мы можем не получить, однако расходы, скорее всего, нам придется оплачивать вовремя. Подобный консервативный подход дает максимально реалистичный результат, т. е. мы на горизонте планирования в месяц, неделю или 10 дней понимаем: возникнут у нас кассовые разрывы или не возникнут.
  • Третья причина кассовых разрывов — не гармонизированная дебиторская и кредиторская задолженность. Напомню, что дебиторская задолженность — это задолженность ваших покупателей, которые с вами еще не расплатились (они вам должны). Кредиторская задолженность — это ваши долги, которые вы должны заплатить своим поставщикам, подрядчикам, а также своим сотрудникам в качестве заработной платы. Кассовый разрыв возникнет, если сроки погашения кредиторской задолженности больше, чем сроки погашения дебиторской задолженности. В этом случае необходимость оплатить ваши долги возникнет раньше, чем оплатят долги вам. Например, срок оплаты аренды — до 10 мая, а оплата от покупателя за товары поступит не ранее 20 мая. В отсутствии других поступлений и остатков на счетах — это классический пример кассового разрыва.
  • Следующая, четвертая причина возникновения кассовых разрывов — это рост бизнеса. Когда компания растет, вы делаете дополнительные запасы, расширяете торговые площади, закупаете оборудование, тем самым вы «замораживаете» деньги в товарах и оборудовании. Безусловно, они принесут вам доходы и денежный приход, но это случится по истечении некоторого времени, а свои обязательства вы должны погасить сейчас. Это и будет являться кассовым разрывом. Более того, если вы реализуете товары с отсрочкой платежа, вы получаете неоплаченную дебиторскую задолженность, а значит, можете попасть в кассовый разрыв из-за не гармонизированной дебиторской и кредиторской задолженности (третья причина).
  • Пятая причина кассового разрыва — отсутствие регламента платежей, т. е. отсутствие правил, по которым вы осуществляете платежи в вашем бизнесе. В правилах, как правило, отражаются следующие моменты:
1. Кто может инициировать платежи?
2. Кто согласовывает платежи?
3. В какие дни происходят оплаты?
4. Очередность осуществления платежей (какие платежи нельзя переносить, а какие — можно)
5. Запрет на осуществление оплаты раньше установленной срока (по договору)

Это необходимый минимум, в регламент можно вносить и другие правила, необходимые для грамотного планирования и управления денежными потоками вашей организации.
  • Шестая причина кассовых разрывов — это убыток. Как я уже говорила, кассовый разрыв и убыточность бизнеса — это не тождественные понятия. Тем не менее, если бизнес убыточен, то вероятность кассовых разрывов очень велика. Убыток — это когда ваши совокупные расходы больше совокупных доходов, а это значит, что и платежей для покрытия расходов вам придется выполнить больше (и на большие суммы), чем вы получите доходов. В этой ситуации, кассовый разрыв практически неизбежен.
  • Седьмая причина связана с собственниками бизнеса. Кассовый разрыв возможен, когда вы забрали из бизнеса существенную сумму денежных средств в виде условных «дивидендов». Сумма дивидендов рассчитывается на основании Отчета о прибылях и убытках и показывается в виде суммы «чистой прибыли». Выводя из бизнеса денег больше, чем величина «чистой прибыли», вы ставите под удар свою компанию. Подобный вывод денежных средств может стать причиной кассового разрыва, когда для погашения долгов у компании просто нет денег.
  • Важной причиной возникновения кассовых разрывов является отсутствие дополнительных источников финансирования. Если у компании нет финансового резерва или она не может быстро привлечь дополнительные деньги, то последствия кассового разрыва могут быть весьма серьезными. Чем дольше компания не оплачивает свои долги, тем больше будут претензии от поставщиков, больше пени по налогам и больше штрафы за невыплату зарплаты. Поэтому для минимизации подобных рисков, у любой компании должна быть возможность быстрого привлечения денег. И это восьмая причина.
  • Девятая причина: предположим вы смогли составить прекрасный кассовый план, вы гармонизировали дебиторскую и кредиторскую задолженность, у вас есть источники дополнительного финансирования, но при этом вы не контролируете выполнение плана. План живет своей жизнью, а бизнес — своей. Это тоже является причиной возникновения кассовых разрывов. Получается, что вы занимаетесь планированием ради планирования. Предприниматели, которые начали серьезно заниматься планированием, не всегда могут донести до своих сотрудников необходимость контроля поступления и расходования денежных средств, заложенных в плане. Если контроль отсутствует, то план остается лишь бумажкой, на которую вы зря потратили самый ценный ресурс — свое время.
После определения причин кассовых разрывов, остановимся на плюсах и минусах этого явления.

Основные минусы кассового разрыва:

1. Нечем платить по своим долгам. Собственно, это суть кассового разрыва, когда у нас возникла временная нехватка денежных средств.

2. Эмоциональный стресс. Когда предприниматель понимает, что завтра ему надо заплатить зарплату или оплатить счет поставщику, а сегодня у нет на это денег — он вынужден в срочном порядке искать дополнительные источники покрытия разрыва. В худшем случае — продавать/закладывать имущество. Безусловно, это большой эмоциональный стресс для любого предпринимателя.

3. Возникновение неконтролируемых долгов. При возникновении кассового разрыва предприниматель может не знать какая сумма ему нужна для его преодоления, он не знает под какие проценты можно получить кредит или заем. Он может бездумно привлечь дополнительное финансирование и тем самым создать для своей компании неконтролируемые долги, которые вкупе с начисляемыми процентами могут привести к самым неприятным последствиям.

4. Банкротство — самое серьезное и опасное последствие кассового разрыва.
Кроме минусов, в кассовых разрывах есть определенные положительные моменты.

Плюсы кассового разрыва:

1. Предприниматель, регулярно попадающий в кассовые разрывы, рано или поздно задумается об управлении финансами и финансовым результатом своей компании. Тем самым кассовый разрыв подталкивает бизнесмена принимать решения и вести бизнес на основе финансовых показателей.

2. Работа с дебиторской и кредиторской задолженностью. Кассовый разрыв дает понимание, что кредиторская задолженность по срокам погашения должна быть больше, чем дебиторская. Обеспечив это, предприниматель снизит риск возникновения разрывов.

3. Эффективное управление запасами. Предприниматель должен понимать, что нельзя держать слишком много денег в запасах. Запасы могут обесцениваться, продать их становиться все сложнее, доход от их продажи может быть меньше тех денег, которые были вложены в запасы. Как следствие, необходимо заниматься контролем запасов на складах.

4. Понимание необходимости ведения платежного календаря и установления регламента осуществления платежей. Попадая в кассовый разрыв, предприниматель начинает задумываться о том, что ему нужен платежный календарь. Он понимает, что необходимо заранее заниматься планированием денежных средств, нужно выстраивать бизнес-процессы в компании так, чтобы было и кассовое планирование, и выполнение кассового плана. Для этого необходимо установление правил платежей, т. е. написание инструкций и регламентов для осуществления платежей в компании; установление платежных дней; установление кто может инициировать платежи; в какие сроки; может ли компания делать предоплату; какая ответственность за осуществление оплаты раньше, чем установлено в договоре и другие правила необходимые предпринимателю для управления его бизнесом.

5. Проработка дополнительных источников финансирования, т. е. у компании всегда должны быть источники для оперативного покрытия кассового разрыва. Могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, которые нельзя предсказать даже при самом лучшем финансовом планировании, и на этот случай у компании должны быть источники финансирования в виде возможности привлечения быстрого овердрафта в банке, либо возможности получения быстрого кредита (займа), или иного способы покрытия кассового разрыва.

Итак, мы дали определение кассового разрыва, выявили основные причины возникновения разрывов, оценили плюсы и минусы этого явления.
В следующей статье мы рассмотрим правила планирование денежных средств, обозначим основные шаги для предотвращения кассовых разрывов, а также назовем основные формы заемного финансирования.

Проверьте себя: Какие причины кассовых разрывов для вас актуальны и какие способы по их устранению вы используете?

Чек-лист кассового разрыва можно скачать по ссылке ЧЕК-ЛИСТ.

Умение управлять деньгами, это только один маленький шаг к умению управлять финансами в бизнесе. Это важный навык, но не основной. Кассовое планирование не ответит на главные вопросы вашего бизнеса: Сколько бизнес зарабатывает прибыли? Как работает ваш капитал? Что выгоднее: развивать бизнес или забрать все деньги и положить их на депозит в банке? И самый интересный вопрос, который мучает малый бизнес: Почему прибыль есть, а денег нет? Если вы уже достаточно опытный предприниматель и готовы вкладываться в свое развитие по-серьезному, то приглашаю вас на мой курс«Финансовая система для увеличения прибыли» для предпринимателей и руководителей малого и среднего бизнеса.

Подробнее узнать о программах обучения и ближайших открытых мероприятиях можно в разделе «Обучение».

Читайте вторую часть статьи здесь Кассовый разрыв. Часть 2
Понравилась статья?
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Читать также:
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ