ГОЛУБОЙ ОКЕАН
ДЛЯ ГЛАВНЫХ БУХГАЛТЕРОВ

Мое глубокое убеждение, подкрепленное многолетним опытом, что интересная и творческая работа только на руководящих позициях: финансового директора и главного бухгалтера. Работа сотрудников ступеньками ниже — это рутина, как в финансах, так и в бухгалтерии. Это справедливо, если есть структура подчиненных сотрудников, а не сам себе начальник и подчиненный.

Давайте представим, что компания уже подросла и в финансах есть хотя бы минимальная структура: бухгалтерия и финансовый блок (планирование-отчетность-анализ-контроль).

В моей картине мира, подкрепленной большим опытом корпоративной работы, финансовый блок должен возглавлять один человек — финансовый директор. Это человек, который устанавливает правила, цели, задачи, сроки и несет ответственность за их реализацию. Главный бухгалтер стоит на ступеньку ниже и находится под финансовым директором. Это необходимое условия для работы финансовой системы, как единого механизма вне зависимости от размера компании.
Иногда я сталкивалась с компаниями, в которых финансовый директор и главный бухгалтер — стоят на одном уровне подчинения, например, генеральному директору (в малом бизнесе часто собственнику) и ничего хорошего, кроме ссор и конфликтов такая структура не приносит. Она не эффективна для бизнеса. Но я понимаю главного бухгалтера — он появился в компании одним из первых и был очень близок к руководству и с какой стати он должен уступать свое «теплое» место незаменимого сотрудника какому-то новому финансисту? И здесь таиться большая ловушка для собственника/руководителя, если у него хватит ума решить этот вопрос, то он получит правильную финансовую структуру, с которой можно расти и развиваться, а если проявит слабость, то конфликты и тормоз в развитии бизнеса обеспечены, не говоря уже о дублировании функций, что может очень дорого стоить.

Связка: «финансовый директор — главный бухгалтер» очень важна. Это два человека, которые строят финансовую систему и повышают эффективность работы всего бизнеса. Но это возможно только в том случае, если главный бухгалтер «про бизнес», а не «про налоги».
К сожалению, в малом бизнесе абсолютное большинство главных бухгалтеров именно «про налоги». При этом я еще ни разу не встречала такого главного бухгалтера («про налоги»), у которого горели бы глаза от работы и он был бы счастлив.

Но если главбух разделяет цели / задачи, которые стоят перед компанией в целом, и цели / задачи, стоящие перед финансовым блоком, и при этом рассматривает свою работу с точки зрения внутреннего исполнителя, то такого главного бухгалтера я называю «про бизнес». И это бесконечное поле для профессионального роста. Ведь в этом случае бухгалтер отвечает за учет в компании в целом, в который входит три контура: бухгалтерский, управленческий и налоговый учеты. А кроме учета это большое поле для внедрения проектов, повышающих эффективность бизнеса: автоматизация, которая ведет к сокращению численности бухгалтерии, переход на электронный документооборот, изменение бизнес-процессов, как внутри бухгалтерии, так и при взаимодействии с другими подразделениями и т. д.
Один из основных секретов повышения зарплаты главного бухгалтера — быть ориентированным на бизнес. Только в этом случае собственник/руководитель понимает ценность такой работы, а не рассматривает расходы на бухгалтерию, как содержание агентов налоговых органов.

Бухгалтер «про бизнес» попадает в «голубой океан» и обретают «статус» сильно желанных сотрудников в любой компании. Плюс такому бухгалтеру легко перейти на позицию финансового менеджера (директора), потому что его ментальность «про бизнес» позволяет ему «думать вперед» в интересах бизнеса, а не «думать назад», как собрать документы и насчитать побольше налогов. Дополнительный, очень приятный бонус — это еще больший рост зарплаты. Ведь не секрет, что доход финансового директора может отличаться в несколько раз от зарплаты главного бухгалтера.
Если вы действительно открыты для развития и желаете нести пользу бизнесу — вам будет по плечу любая, даже самая звездная карьера.

Хотите проверить, насколько ваш главный бухгалтер «про бизнес» — забирайте чек-лист функций бухгалтерии. Чек-лист функции бухгалтерии.
Старт нового потока курса для финансовых менеджеров ориентировочно в апреле 2020 году. Регистрация по ссылке - КУРС.
Рассылка статей прямо в мессенджер.
Раз в неделю, без спама.

Укажите свой e-mail, чтобы узнавать о свежих статьях в моем блоге
E-mail
Имя
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности