10 антикризисных инструментов
управления бизнесом

а также роль финансового менеджера в кризис.

На что надо обратить внимание в-первую очередь, когда бизнес находится в очень тяжелом положении, а некоторые компании на грани выживания? Какие функции должен взять на себя финансовый менеджер?
Любой кризис — испытание для бизнеса, аналогов нынешнего кризиса еще не было. Воедино сошлись два негативных тренда: пандемия, которая сильно уменьшила спрос, и падение рубля. Оба тренда (вместе или по отдельности) заденут большинство бизнесов, за исключением небольшого сегмента: продукты питания, доставка, некоторые онлайн сервисы.

В моей корпоративной жизни были кризисы 2008 и 2014 года, и я могу дать несколько советов на что обращать внимание и на чем сконцентрироваться финансовой службе. Единственное условие — все надо делать очень быстро!
В этих условиях роль финансового менеджера резко возрастает, потому что он видит весь бизнес через цифры и финансовые показатели. Обращая внимание, управляя и контролируя финансовыми показателями — финансовый менеджер влияет на работу всего бизнеса. В кризис финансовый менеджер должен углубиться в планирование и анализ, дополнительно к подготовке управленческой отчетности. Он должен совместить в себе функции маркетолога, продавца, закупщика с точки зрения анализа информации и предоставления данных для управления компанией.
Есть очень простое правило:

Если на финансовый показатель обращать внимание, управлять и контролировать, то он изменяется в нужном направлении. Это справедливо и для бизнеса в целом.

Итак, основные объекты внимания и контроля собственника и финансового менеджера:

1. Постройте финансовую модель
Если у вас нет финансовой модели, то ее надо срочно сделать. Я уверена, что любой финансовый менеджер в состоянии самостоятельно сделать очень простую финансовую модель.

Заниматься бизнесом в кризис без финансовой модели — категорически нельзя!

Поиграйте с параметрами финансовой модели: количеством покупок, средним чеком, выручкой, себестоимостью, затратами.
Если можете, то постройте финансовую модель с учетом воронки продаж. Поиграйте с конверсиями в заказы и в оплаты.
Постройте несколько вариантов, дайте их на рассмотрение собственнику и руководителю бизнеса.

Рассмотрите несколько сценариев. К сожалению, сейчас все сценарии будут из категории «пессимистические», но в любом случае надо выбрать из плохого лучший и начать его оперативно воплощать. Скорее всего вам придется серьезно резать расходы под сократившиеся доходы, в этом случае вам не обойтись без бюджетов …
2. Закройте убыточные подразделения.
Если на основании финансовой модели вы выявили убыточные подразделения (направления бизнеса, магазины, рестораны, проекты и т. д.) примите решение, что с ними делать на период кризиса. Самая радикальная мера — закрыть, чтобы не увеличивать убытки. Принимайте решение взвешено. Кризис закончится, а бизнес вам надо сохранить.
3. Разработайте бюджеты.
Финансовая модель даст вам суммарный вектор направления, но этот вектор надо разложить на составляющие вектора, чтобы увидеть алгоритм получения запланированного результата и закрепить персональную ответственность менеджеров за каждый бюджет.

Необходимо разработать месячные операционные бюджеты:

  1. Платежный календарь (БДДС).
  2. Бюджет продаж.
  3. Бюджет себестоимости.
  4. Бюджет закупок и запасов.
  5. Бюджет операционных и коммерческих расходов.
  6. Бюджет ФОТ и мотивации.
  7. Маркетинговый бюджет и т. д.
Если для вас такое количество бюджетов не реально сделать в короткий срок, то начать надо с платежного календаря и бюджета продаж — это то, без чего обойтись не получится.

Платежный календарь даст вам возможность управлять деньгами, а бюджет продаж — управлять выручкой. В кризис контроль выручки может носить ежедневный, а иногда и почасовой характер — это зависит от конкретного бизнеса. На моем опыте, были ситуации, когда менеджеры контролировали выручку в получасовом режиме.

Деньги и выручка — два самых важных и болезненных показателя в кризис и им надо уделять особое внимание с точки зрения планирования и контроля.
4. Оптимизируйте товарную матрицу.
Проведите ABC — XYZ анализ своих товаров (работ, услуг). Если вы еще не используете этот инструмент, то самое время им воспользоваться. Он позволит вам оптимизировать продажи и складские запасы.

Цель АВС анализа
 — выделить наиболее перспективные товарные позиции (или услуги), которые приносят максимальный размер выручки или маржи для компании.

Обычно распределение по группам следующее:
Группа А – товары (услуги), продажа которых приносит 80% выручки/маржи
Группа В – 15% выручки/маржи
Группа С – 5% выручки/маржи

В результате у вас все товары (услуги) будут иметь индекс АА, АВ, АС, ВА, ВВ, ВС, СА, СВ, СС. Примите решение в отношении группы товаров с минимальной выручкой и маржой. Делайте ставку на товары (услуги) с максимальной выручкой и маржой.

Цель XYZ анализа – определить картину спроса на каждую товарную позицию. Результаты позволят оптимизировать складские запасы.

Группа X – товары, спрос на который стабилен. Коэффициент вариации 10%
Группа Y – товары, спрос на который колеблется в пределах коэффициента вариации 10 – 25%
Группа Z – товары, спрос на которые спрогнозировать практически невозможно. Коэффициент вариации более 25%.
5. Проверьте ценообразование и скидки.
По каждой товарной позиции проверьте уровень наценки и скидки. Скорректируйте скидки в условиях кризиса. По правилам операционного рычага скидки имеют самый сильный рычаг воздействия на прибыль. При падении спроса, скидки могут убить бизнес.

Имейте ввиду:

Если наценка = скидке, то вы продаете с убытком.

В статье я перечислила только 5 инструментов, которые позволяют пережить кризис. Этих инструментов больше, но даже если вы сможете применить несколько из перечисленных, то получите синергетический эффект.
Дата вебинара я проведу вебинар ....или Приглашаю вас на вебинар …, где разберем остальные антикризисные инструменты управления бизнесом, а также роль финансового менеджера в кризис. Регистрация по ссылке ниже.

И помните, что нет никакого бизнеса отдельного от финансов и нет никаких финансов отдельных от бизнеса: 90% управления бизнесом — это цифры, анализ и контроль.
Рассылка статей прямо в мессенджер.
Раз в неделю, без спама.

Укажите свой e-mail, чтобы узнавать о свежих статьях в моем блоге
E-mail
Имя
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности