Финансовый менеджер: роль и задачи
в компаниях малого и среднего бизнеса

В малом и среднем бизнесе финансовый менеджер в одиночку выполняет задачи, решением которых в крупной компании занимается целое подразделение во главе с финансовым директором. Это нормальная ситуация, потому что объемы работ позволяют сосредоточить все в руках одного эффективного сотрудника, который становится по сути «финансовым партнером» собственника бизнеса.
Финансовый менеджер видит бизнес через призму цифр и финансовых показателей, его основные задачи — обрабатывать данные, анализировать, контролировать и формировать предложения по различным вариантам решения возникающих проблем. Ключевое отличие главного бухгалтера и финансового менеджера — в направлении взгляда:

— у первого он ретроспективный, всегда в прошлое бизнеса и констатацию уже свершившихся фактов;

— у второго взгляд перспективный, всегда в будущее бизнеса и достижение поставленных задач по росту и развитию компании.

Задачи финансового менеджера в малом и среднем бизнесе

Собственник и руководитель бизнеса может ставить перед финансовым менеджером следующие задачи:

  1. Организовать регулярную поставку необходимых цифр, отчетов, аналитических выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
  2. Повысить эффективность бизнеса через постоянный поиск резервов роста эффективности бизнес-процессов, расходов, доходов, управления имуществом и оборотным капиталом.
  3. Разработать систему планирования, которая позволит бизнесу достигать поставленных целей.
  4. Обеспечить максимально эффективное управление денежными средствами, чтобы избежать кассовых разрывов, задержек платежей.
  5. Формировать предложения по инвестированию свободных денежных средств.

В каждом случае набор функций финансового менеджера может быть разным в зависимости от отрасли, размера компании, количества бизнес-единиц и сотрудников, и так далее. Полный перечень из 65 функций можно посмотреть здесь.

Что должен делать финансовый менеджер

Существует 6 основных направлений работы финансового менеджера и 3 основных направления финансового менеджмента. Если составить матрицу, то на пересечении этих направлений будут укрупненные функции, которые можно разделять на нужное количество уровней в зависимости от потребностей бизнеса.

6 основных направлений работы финансового менеджера, которые располагаем по вертикали матрицы:

  1. Планирование. К нему относится построение стратегической финансовой модели, построение платежного календаря, разработка бюджета движения денежных средств и прогнозного бюджета доходов и расходов, постановка процесса бюджетирования, разработка операционных бюджетов по доходам и расходам и так далее.
  2. Управленческий учет и отчетность. К нему относится разработка учетной политики для управленческого учета, постановка учета в системе таблиц или автоматизированной программе, контроль ведения или ведение управленческого учета, консолидация отчетности для группы компаний и так далее.
  3. Финансовый контроль. К нему относится контроль исполнения бюджетов, определение оптимального оборотного капитала и контроль его элементов, управление затратами, контроль эффективности бизнес-процессов и персонала и так далее.
  4. Финансовый анализ. К нему относится анализ и контроль ликвидности и платежеспособности, коэффициентов финансовой устойчивости, рентабельности, оборачиваемости; анализ эффективности затрат, выручки, себестоимости, маржинальности и так далее.
  5. Управление ликвидностью. К нему относится расчет потребности оборотного капитала, управление свободными денежными средствами, привлечение заемного финансирования и контроль за соблюдением установленных кредитором обязательных показателей, расчет суммы дивидендов к выплате, контроль платежей и исполнения платежного календаря и так далее.
  6. Разработка регламентирующих документов — регламента управления денежными средствами, регламента заключения договоров, регламента управления дебиторской и кредиторской задолженностью, регламента документооборота и регламента подготовки отчетности.
3 основных направления финансового менеджмента, которые располагаем по горизонтали матрицы:

  1. Финансирование — привлечение наиболее дешевых ресурсов в виде собственного или заемного капитала.
  2. Операционное (производственное) направление — эффективное использование имеющихся ресурсов в процессе производства и реализации продукции (товаров, услуг): ценообразование, структура затрат, оборачиваемость, эффективность.
  3. Инвестиционное направление — наиболее доходные инвестиции с минимальным риском: покупка и продажа основных средств, вложения в депозиты, ценные бумаги и другие компании.

Как использовать матрицу? Например, на пересечении «планирование» и «инвестиционное направление» возникают следующие функции финансового менеджера:
— разработка инвестиционного бюджета;
— разработка инвестиционных моделей при открытии новых направлений;
— разработка бюджет движения денежных средств по инвестиционной составляющей бизнеса;
— построение моделей «что, если» с позитивным и негативным сценарием при инвестициях в ценные бумаги;
— и так далее.

Таким образом, в каждой ячейке матрицы можно сформировать пул функций финансового менеджера, исходя из особенностей бизнеса. По мере роста и развития компании могут появляться новые задачи, поэтому матрицу следует регулярно пересматривать.

Другие материалы по этой теме:

  1. Навыки и компетенции финансового менеджера. Список «мягких» навыков и профессиональных компетенций, которые помогут сформировать требования к сотруднику.
  2. Как проверить финансового менеджера? Интервью, собеседование и тестирование — что выбрать и зачем проводить.
  3. Когда нанимать финансового менеджера. 3 главных критерия, которые помогут понять, что пора.
    Понравилась статья?
    Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
    Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
    ☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
    c политикой конфиденциальности
    Читать также:
    ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ