Три индикатора кризиса

Кризис «подсвечивает» неэффективные элементы бизнеса. Негативные внутренние процессы выходят на поверхность, нарастают быстро или медленно.
Как разобраться с симптомами и «вылечить» компанию?
Мы готовы принять любое объяснение кризиса, переживаемого нашей цивилизацией, но не можем допустить мысли, что этот кризис является следствием принципиальной ошибки, допущенной нами самими
Фридрих фон Хайек, австрийский экономист и философ.
Замените в этой цитате слово «цивилизация» на «компания» — и справедливость утверждения не изменится.

Слово «кризис» прочно вошло в нашу жизнь, и очень соблазнительно списывать на него проблемы собственного бизнеса. Но даже в условиях пандемии, карантина и жестких ограничений компании можно расти, что показал сложный 2020 год. Справедливо и обратное: при вполне благоприятной экономической обстановке компании могут попасть в кризисные ситуации, причина которых — в неэффективных управленческих решениях. И если в случае мирового экономического кризиса возможности маневра для бизнеса имеют жесткие внешние ограничения, то в случае внутреннего кризиса практически все в руках менеджмента.

Как "вылечить" компанию?

Прежде всего собираем «анамнез» и идентифицируем, какой кризис мы наблюдаем: внешний или внутренний. Если кризис внешний, то определяем в какой мере он касается компании. Для этого строим логическую цепочку: причина кризиса (например, пандемия) — последствия для экономики (жесткие ограничения, карантин) — результат для конкретного бизнеса (для сервиса доставки продуктов это рост, для туризма — спад) — возможные действия по изменению ситуации.

На следующем этапе необходимо разобраться с симптомами. Они могут быть разными: сокращается число клиентов, снижается средний чек, увеличивается срок оплаты дебиторской задолженности, приходится привлекать дополнительные средства от учредителей или банков.

Все симптомы вне зависимости от их проявлений и степени «запущенности» можно разделить на три группы, три основных индикатора: прибыль, деньги, капитал. Разберем каждый из них подробнее.

Прибыль

Падение прибыли — это тревожный симптом, с причинами которого надо разбираться. В самом общем виде прибыль формируется как разность между доходами и расходами. Но для принятия эффективных управленческих решений такого подхода недостаточно, поэтому используем более детализированную формулу:
Прибыль = Q*(P-VC ед) — FC, где

Q (Quantity) — объем продаж, ед.,
P (Price) — цена единицы продукции,
VC ед (Variable cost) — переменные затраты на единицу продукции,
FC (Fix cost) — постоянные затраты.
Динамика составляющих этой формулы может быть разной, поэтому принять эффективные управленческие решения для стабилизации и роста прибыли можно только на основе тщательного факторного анализа.
На что обращаем внимание и чем управляем:
1
Количество продаж
2
Цена (средний чек)
3
Переменные расходы
4
Постоянные расходы
Подробнее о переменных и постоянных расходах можно прочитать в Финансовом словаре. Разнонаправленные изменения других факторов демонстрировал, например, «Вкусвилл» в 2020 году. По информации Inc., эта компания столкнулась со снижением выручки на 20%, при этом количество чеков в магазинах упало, а средний чек по сети вырос с 450 руб. до карантина до 750 руб. Для стабилизации ситуации было принято решение активно развивать доставку и самовывоз.
Деньги
Деньги вообще это странный предмет: вроде бы есть, а по факту их нет. Дефицит денежных средств ощущается сразу, причем он может проявляться не только при падении выручки, но и при неэффективном управлении запасами и отсутствии контроля за дебиторской задолженностью. Кроме того, на эти проблемы накладывается необходимость погашать долги перед поставщиками, персоналом, государством, банками. В результате сокращаются инвестиции, падают объемы производства.


На что обращаем внимание и чем управляем:

1
Запасы
2
Дебиторская задолженность
3
Кредиторская задолженность
4
Инвестиции
В подобной ситуации несколько лет назад оказался ритейлер «Магнит». Его развитие тормозила проблема, связанная с необорачиваемыми запасами. По информации The Bell, сейчас компания внедрила автоматизированную систему, чтобы поставщики могли самостоятельно прогнозировать и пополнять запасы на распределительных центрах ритейлера. Управление осуществляется на основе ежедневного обновления данных, и система предлагает поставщику оптимальный объем поставки. Поставщики также оперативно узнают о трендах в продажах и в случае риска дефицита могут отгрузить востребованную продукцию в этот же день.
Капитал
В финансах под капиталом понимается две составляющие: собственный и заемный капитал. Возможности их привлечения в кризис возможности ограничены, поскольку процентные ставки растут пропорционально росту рисков. Привлечение любого из видов капитала очень проблематично. В результате — стагнация, падение объемов производства, остановка инвестиционных программ.


На что обращаем внимание и чем управляем:

1
Собственный капитал
2
Заемный капитал
Если ваша компания уже имеет кредиты и займы, то рассмотрите варианты рефинансирования на более длительный срок, используйте целевые инвестиционные программы с более низкой процентной ставкой. Взвешивайте риски и учитывайте, что даже если в итоге вы заплатите большую сумму в виде процентов, «долгие» деньги повышают финансовую устойчивость. А это в кризис становится условием выживания бизнеса.
Выздоравливайте!
Проанализируйте, к каким из указанных выше индикаторов и их элементов наиболее чувствителен ваш бизнес. Сосредоточьтесь на них и разработайте план выхода из кризиса. Универсальных рецептов нет, каждый случай требует уникального сочетания управленческих решений, которые принимаются не интуитивно, а на основе цифр и показателей компании. На курсах-практикумах по финансовому менеджменту для собственников, руководителей компаний и финансистов участники осваивают подходы к повышению эффективности бизнеса как во время кризиса, так и в период роста.

Помните о том, что кризис «подсвечивает» неэффективные элементы бизнеса. Негативные внутренние процессы выходят на поверхность, нарастают быстро или медленно. Используйте это время, чтобы оздоровить компанию, избавиться от балласта, повысить эффективность. Только в этом случае есть шанс вывести бизнес на новый виток развития.
Понравилась статья?
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Читать также: