1. Бухгалтерский учет вашего бизнеса вызывает сомнения в прозрачности и честности, вы используете запутанные «оптимизационные» схемы с множеством юридических лиц, с разными формами налогообложения, продолжаете платить зарплату в конвертах.
Что делать: для начала разобраться с ответом на вопрос зачем вы все это делаете. Уменьшить налоговые выплаты? Сэкономить на отчислениях с заработной платы сотрудников? Сохранить бизнес от рейдерских захватов? Затем взвесить все риски, которые вы несете: репутационные, финансовые, правовые, и понять, что лучше работать над увеличением эффективности бизнеса. Сомневаетесь? Постройте финансовую модель «что если» и оцените последствия перехода бизнеса в прозрачное поле.
2. Ваша компания не обеспечивает хорошей рентабельности собственного капитала в течение нескольких лет, особенно по сравнению с конкурирующими компаниями. Рентабельность собственного капитала (Return On Equity — ROE) — это отношение чистой прибыли к собственному капиталу которое показывает сколько рублей чистой прибыли зарабатывает собственный капитал.
Что делать: рассчитать ROE и сравнить полученное значение со ставкой банковского депозита. Если ставка по депозиту выше, то какой смысл инвестору вкладывать деньги в ваш бизнес? Резервы повышения ROE кроются в рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансовом рычаге.
3. Менеджмент вашей компании не умеет увеличивать прибыль из года в год, а ее размер меньше, чем у растущего «здорового» бизнеса. Это значит, что менеджмент не увеличивает продажи и не сокращает операционные расходы.
Что делать: для начала посмотреть в Устав вашей компании, где наверняка написано, что «Общество создано в целях извлечения прибыли». Таким образом, смысл работы любой компании — максимизировать прибыль, а решить эту задачу можно через эффективное управление затратами и оборотным капиталом и повышение капитализации бизнеса.
4. Ваша компания имеет короткий период стабильной прибыли и не показывает положительной и приемлемой рентабельности собственного капитала (ROE) как минимум за пять лет. Для инвестора важно исключить случайные «всплески» роста прибыли и краткосрочные тренды, ему нужен стабильный устойчивый рост, в основе которого лежит эффективный менеджмент.
Что делать: возьмите управленческие Отчеты о прибылях и убытках за последние 5 лет и проведите детальный анализ маржинальной прибыли, валовой прибыли, EBITDA, EBIT, ТБУ. Рассчитайте операционный рычаг, проследите за динамикой переменных и постоянных, прямых и косвенных расходов. Если у вас нет управленческой отчетности, то самое время начать ее делать.
5. В вашей компании большое отношение заемного капитала (долга) к собственному капиталу, а значит большая часть прибыли компании идет на обслуживание долга, особенно если рост бизнеса происходит только за счет увеличения долга. Не все кредиты одинаково полезны: некоторые бизнесы, привлекая заемные средства, многократно растут и превращаются из малого бизнеса в средний и крупный, а другие банкротятся и исчезают.
Что делать: рассчитать коэффициент финансового рычага, который характеризует соотношение между собственным и заемным капиталом и прямо пропорционально влияет на степень финансового риска и норму прибыли. Нормальное значение коэффициента 1. Для развитых экономик — 1,5. Высокий финансовый рычаг означает высокую степень риска и финансовой зависимости. Ключ к решению этой проблемы лежит в повышении эффективности бизнеса.
6. Ваша компания не генерирует достаточный денежный поток по операционной деятельности, чтобы покрыть свои обязательства и поэтому вынуждена привлекать заемные средства не для развития, а для операционной деятельности.
Что делать: провести ревизию своих долгов — дебиторской и кредиторской задолженности, а также запасов с целью высвобождения денег. Количество дней отсрочки вашим дебиторам надо сокращать, по-возможности, брать с покупателей предоплаты. А количество дней постоплаты вашим кредиторам увеличивать и, по-возможности, уйти от предоплат. Увеличить оборачиваемость запасов.
7. Если вы продаете то же, что и тысячи других компаний и у вас нет серьезного конкурентного преимущества. При этом у вас может быть любой бизнес — в портфеле Уоррена Баффета есть акции Apple, Coca Cola, Bank of America, American Express, в 2020 году его компания инвестировала в разработчика облачной платформы для хранения данных, фармацевтические компании, оператора сотовых данных и избавилась от акций сети складов самообслуживания.
Что делать: четко определить в чем состоит ваше конкурентное преимущество, чем вы лучше тех, кто продает аналогичные товары или услуги, или почему ваш способ решения проблемы потребителя эффективнее других. В помощь вам книга «Разработка ценностных предложений» Алекса Остервальдера и др.
8. Если не понятна суть бизнеса. «Никогда не инвестируйте в бизнес, который вы не понимаете», — рекомендует Уоррен Баффет инвесторам.
Что делать: четко сформулируйте свое ценностное предложение, используя схему «Мы помогаем (кому именно), которые хотят (выполняемая задача), тем, что (как именно) (ваше определение действия — например, снижает, избавляет) и (еще одно действие с противоположным знаком — например, повышает, позволяет) в отличие от (конкурирующие предложения).