В середине XX века американские финансисты Мертон Миллер и Франко Модильяни, получивший позже Нобелевскую премию по экономике, построили модель. Согласно ей, максимальная стоимость компании достигается в том случае, если капитал полностью сформирован за счет заемных средств. За счет чего это возможно?
Работу финансового рычага усиливает «налоговый щит», суть которого в том, что у компании могут уменьшить налогооблагаемую прибыль, включив в состав себестоимости реализуемой продукции проценты по привлеченным кредитам. Иначе говоря, если компания работает без кредитов, то платит налог на прибыль с полной суммы доходов, а если привлекает заемные средства, то уменьшает эту сумму на процентные расходы.
Возвращаясь к рассмотренной модели, получаем, что чем больше доля заемного капитала, тем лучше для бизнеса и тем выше, соответственно, должна быть стоимость компании. Однако на практике все гораздо сложнее, потому что существуют риски непомерного роста заемного капитала, которые модель Миллера-Модильяни не принимает в расчет.