Понятия Валовая прибыль мы уже касались в статье 11. Прямые и косвенные расходы https://www.finanswers.ru/pryamii_kosvenii.

В контексте данного Финансового Словаря, анализируем ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ, чтобы понять какой из существующих объектов бизнеса прибыльный, а какой убыточный. Под объектами бизнеса я понимаю: проекты, договоры, разные направления бизнеса, магазины/рестораны, географические сегменты и т. д. — все, что требует анализа для собственника бизнеса с точки зрения: прибыльность/убыточность объекта.

Валовая прибыль, как любая другая прибыль, рождается вычитанием из выручки определенного вида затрат. Когда мы говорим про валовую прибыль подразумевается, что из выручки вычитаются прямые расходы.
Прямые расходы в контексте Финансового Словаря я рассматриваю, как расходы на анализируемый объект, а не на произведенную продукцию, потому что мы учимся выявлять прибыльный или убыточный объект бизнеса, а не формируем цену на произведенную продукцию. Про цену поговорим при разборе соответствующего термина.
Правило 1:

Если в компании только один объект исследования, то деление на ПРЯМЫЕ/КОСВЕННЫЕ затраты не имеет смысла, потому что все затраты будут ПРЯМЫЕ, но таких бизнесов очень мало, лично я, с такими не встречалась.

Напомню, что Прямые расходы — это затраты, которые напрямую относятся на анализируемый объект. Например, в бизнесе имеются 3 магазина. Цель — определить, какой из них прибыльный. Для этого надо собрать все затраты, которые генерит каждый магазин своей деятельностью за период (например, месяц): аренда, коммуналка, ЗП всех сотрудников, все премии и бонусы, все налоги, связь, интернет и т. д., а также себестоимость всех проданных товаров за месяц. Собранные прямые затраты по каждому магазину вычитаем из выручки, которую генерит каждый магазин и получаем Валовую прибыль/убыток каждого магазина.

Чтобы определить Прямые расходы на объект надо ответить на следующий вопрос и применить Правило 2:

Если представить что объект исследования исчез, то какие затраты исчезнут вместе с объектом?
Но знать абсолютную величину валовой прибыли для анализа прибыльности объекта — мало. Например, если валовая прибыль по каждому из 3-х магазинов (тыс.руб): 300/400/500 руб. Как понять какой магазин лучше работает?

Чтобы ответить на этот вопрос надо перейти к понятию Рентабельность — это относительная величина, которая показывает сколько рублей прибыли приносят нам каждые 100 рублей ВЫРУЧКИ.
Сравнивая рентабельность по валовой прибыли каждого магазина, например:

45% / 18% / 36% можно сделать вывод, какой из магазинов работает лучше, а какой хуже. Далее надо анализировать причины, которые привели к такому результату, но это уже другой термин …

Итак, резюмирую:

1. Чтобы посчитать ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ объекта необходимо по каждому объекту выделить ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ и вычесть их из ВЫРУЧКИ этого объекта. Так мы получаем абсолютную величину прибыли каждого объекта.


2. Чтобы сравнить насколько объекты эффективны, надо посчитать РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПО ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ, которая покажет, сколько рублей валовой прибыли приносят каждые 100 рублей выручки объекта.
Рассылка статей прямо в мессенджер.
Раз в неделю, без спама.

Укажите свой e-mail, чтобы узнавать о свежих статьях в моем блоге

E-mail
Имя
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности