Любовь Аймасова

Интервью
Москва, выпускница 2019 г.

«Сейчас я могу сказать, что карьера моя поменялась кардинально и я полностью ею довольна. Это именно то, чего я хотела. Наконец я услышала себя и пошла по правильному пути.»
  • Вопрос:
    Как изменилась ваша карьера после окончания обучения в «Школе финансовых менеджеров»?
    Ответ:
    Сейчас я могу сказать, что карьера моя поменялась кардинально и я полностью ею довольна. Это именно то, чего я хотела. Наконец я услышала себя и пошла по правильному пути. Я занимаюсь финансовым менеджментом одновременно в двух проектах: в компании Ларисы Магафуровой «Умный бухучет», которая ведет бухгалтерский и управленческий учет и финансовое планирование на аутсорсинге, и в молодой компании — по сути, стартапе.
  • Вопрос:
    Когда вы поняли, что пора пойти учиться финансовому менеджменту? Как вы пришли к этой идее?
    Ответ:
    Так получилось, что официально к финансам я никогда отношения не имела, у меня не было специального образования, я не работала в финансовом отделе или департаменте. Но, занимаясь продажами, логистикой, маркетингом, я постоянно сталкивалась с необходимостью строить аналитику, вести учет, разрабатывать формы внутренней отчетности, заниматься бюджетированием.

    Мне удавалось все это увязывать, я старалась выйти за рамки конкретного отдела, чтобы понять как устроены взаимосвязи с другими подразделениями. Одно время даже думала заняться supply chain management (управление цепочками поставок), управлять процессом от запроса клиента до поставки и обратно — это очень интересно. Но я поняла, что цепочки поставок — это все-таки одно из направлений бизнеса, а мне было бы интересно управлять через цифры всей компанией.

    Я строила карьеру, переходила из одной компании в другую, но все быстрее проходила цикл от энтузиазма и подъема до осознания, что я хочу заниматься другим — управлять процессами «сверху». В этот момент я и задумалась о том, чтобы пройти обучение и стать финансистом.
  • Вопрос:
    Почему вы выбрали именно FinAnswers?
    Ответ:
    Мне попалась в интернет информация о Наталье и ее проекте. Сначала я долго смотрела и слушала, потом пошла на бесплатный вебинар, потом на интенсив про два рычага повышения прибыли. Признаюсь, что у меня были определенные опасения: я же не знаю бухгалтерию, не знаю основ, не знаю план счетов и как там все устроено. В общем, я долго сомневалась, но потом узнала, что как раз стартует курс, и подала заявку. На собеседовании перед курсом мы говорили с Натальей минут 40, и я решилась. Знаете, очень важно было почувствовать совпадение по базовым ценностям, понять, что ты хочешь учиться у этого эксперта.
  • Вопрос:
    Что вы хотели получить от обучения? Какой был ваш идеально желаемый результат?
    Ответ:
    Я хотела получить знания и уверенность в том, что я могу их использовать. Для меня многие темы были сложные, мне важно понимать механизмы. Теперь я могу сама объяснять людям какие-то понятия финансового менеджмента — что это такое, как и на что это влияет. Так что желаемый результат я получила.

    Отмечу, что у Натальи дар преподавания. Я по образованию педагог, поэтому сужу об этом с профессиональной точки зрения. Для меня было огромным плюсом слушать чистую, правильную, четкую речь. Такая подача информации помогает лучше усвоить материал.
  • Вопрос:
    Если бы курс можно было охарактеризовать тремя словами, то какими бы они были?
    Ответ:
    Значимый, компактный и интегрируемый. Значимый — потому что он дал мне новую точку опоры. Компактный — потому что в достаточно сжатый промежуток времени дает большое количество практических знаний. Интегрируемый — потому что финансы можно применить в любом бизнесе, в любой среде.
  • Вопрос:
    Вы сразу после обучения нашли работу?
    Ответ:
    Нет, совсем не сразу. Мне предложили стать коммерческим директором в стартапе. Я согласилась, но с условием, что в дальнейшем стану финансовым директором, чтобы управлять деньгами в комплексе. Мы запустились, но стартап это такая история, которая требует времени на согласования, переговоры с инвесторами и так далее. Так что к моменту завершения обучения в FinAnswers я оказалась в ситуации, когда в стартапе мне было еще нечем заняться. И я со своими знаниями, навыками, сидела дома, где, к счастью, меня поддерживала семья. Через какое-то время я прошла еще одно обучение — по автоматизации 1С, где впервые познакомилась со своим будущим работодателем.
  • Вопрос:
    То есть вы продолжали учиться и накапливать знания?
    Ответ:
    Да, так и есть. Я не чувствовала себя достаточно уверенно для того, чтобы искать новую работу, тем более что стартап потихоньку двигался. Подтолкнули к активным действиям слова Натальи о том, что учиться можно бесконечно, пора уже идти и применять на практике то, что уже знаю и умею. На встрече выпускников FinAnswers я узнала, что Лариса Магафурова ищет финансового директора, и я тут же написала ей. Не последнюю роль сыграло то, что Лариса абсолютно «мой» человек.

    Два дня я ждала ответ и получила его — «пришлите резюме». Я критически посмотрела на свое резюме и поняла, что надо все переделать — в нем ни слова не было про финансы. Я добавила, какие именно задачи финансового менеджмента решала в каждой компании, написала эмоциональное мотивационное письмо, где рассказала, почему я хочу работать именно здесь. Мы созвонились, и выяснилось, что «Умный бухучет» находится в состоянии перемен, когда нужно развернуться от бухгалтерского учета на аутсорсинге к финансовому направлению. Нужен был человек как раз с моими компетенциями — не бухгалтер, а тот, кто знает про продажи, прибыль, клиентов. Это была точка, в которой мы сошлись. Стартап тоже потихоньку развивался, так что я начала работать сразу в двух направлениях.
  • Вопрос:
    Насколько помогли вам в работе знания и навыки, полученные на курсе?
    Ответ:
    Как только в компании появился клиент и мы начали работать, я сразу вернулась к конспектам, восстановила свои записи, пересмотрела материалы по финансовым моделям. В результате я на этой базе создала свой вариант, который использую как основу и адаптирую под конкретного заказчика.

    Как в FinAnswers сейчас разделено обучение собственников, руководителей и бухгалтеров, финансистов, так и я работаю в двух плоскостях. С одной стороны, со специалистом компании заказчика, который будет формировать нужную отчетность — это направление «снизу». С другой стороны, я работаю с руководителем или собственником, который видит результат в цифрах и должен понимать как управлять бизнесом с помощью этих цифр — это направление «сверху». Для меня важно общение с обеими сторонами.
  • Вопрос:
    Получается ли говорить с собственниками или руководителями бизнеса на одном языке?
    Ответ:
    Я практик, и вижу, что редкий собственник или руководитель глубоко понимает процессы, ему нужен верхний уровень — сколько денег я могу забрать, почему прибыли нет и так далее. И мне нужно понять, как это показать. Сейчас я прокачиваю свои навыки в Excel, Google-таблицах, Power BI, чтобы сделать функционал еще удобнее, чтобы можно было занести информацию на одном листе, а оттуда она автоматически разложилась на разные таблицы и отчеты: ДДС, ОПУ, Баланс, взаиморасчеты, выручка по клиентам, по менеджерам, АСВ-анализ и так далее. Это очень удобно, очень показательно и производит огромное впечатление. Приятно чувствовать себя немного волшебником.

    Скажу больше: иногда я объясняю фундаментальные финансовые понятия людям, которые занимаются бизнесом. Не сразу они понимают, но потихоньку все раскладывается по полочкам. Самое главное, что мне в этом комфортно, я слушаю людей и понимаю, про что они говорят. Сначала мы смотрим с разных сторон, постепенно мы сходимся.

    Это очень интересно, это возможность применить теорию на практике. Я «врастаю» в бизнес клиентов, понимаю, что и как там устроено, как лучше реализовать проект, поставить реперные точки.
  • Вопрос:
    С какими еще проблемами вы сталкиваетесь в работе?
    Ответ:
    У собственников и руководителей не всегда есть понимание, что делать с цифрами, которые они получают от финансового менеджера. Нужно слой за слоем вести их к этому пониманию: сначала показать, на чем они зарабатывают, на что они тратят — по статьям, особенно уделить внимание статье «Прочие», где часто зарыты миллионы. Потом переходим к балансу, суть и пользу которого вообще мало кто понимает. Дальше уже оборачиваемость, ROA, ROE, что это и зачем контролировать эти показатели. Следующий этап — это уже планирование, потому что сколько не фиксируй результаты, но нужно смотреть в будущее, планировать и делать анализ «план-факт». Дальше уже маркетинг, продажи, АВС-анализ товарной матрицы, XYZ-анализ, маржинальность.
  • Вопрос:
    А какие проблемы есть со специалистами, которые выполняют роль финансиста в компаниях заказчиков?
    Ответ:
    Мы всегда встречаемся с ними отдельно, потому что важно не просто научить формировать отчетность, но и вселить уверенность в том, что они знают, как презентовать эти данные и что с ними делать. Человек, который становится в компании финансистом, переходит на другую ступень. По сути, это уже советник собственника и руководителя. Это совсем не простая вещь, в том числе и с точки зрения психологии. Так что иногда приходится применять элементы коучинга.
  • Вопрос:
    Есть ли уже измеримые (или неизмеримые) результаты у клиентов?
    Ответ:
    Я думаю, что результаты будут, но они не мгновенные. Самый показательный результат на сейчас дает анализ товарной матрицы: когда получается, что из 250 товарных позиций только 40 приносят деньги, а все остальное это затраты и аренда складов, то в компании начинают задумываться о том. Особенно хорошо этот подход работает в производстве и в торговле, где нужно добавить анализ в разрезе продавцов и каналов сбыта.
  • Вопрос:
    Довольны ли вы тем, как сейчас развивается ваша карьера? Можете оценить по 10-балльной системе?
    Ответ:
    Пока 7. Я бы еще себя прокачала. Я знаю свои ресурсы. Я знаю, что все приходит только на твою отдачу. А чтобы что-то отдать, нужно сначала себя наполнить. Не знаю, будет ли вообще когда-нибудь 10. Мне кажется, пусть останется место для развития. У меня в планах позиционироваться как финансовый консультант и аналитик, но сейчас и стартап уже набирает обороты, так что нужно подумать, как все это совместить.
  • Вопрос:
    Увеличился ли ваш доход после курса?
    Ответ:
    Доход, конечно, увеличился. Причем в обоих проектах я работаю совершенно официально, зарегистрировалась как самозанятый, предоставляю финансовые услуги. Это рабочий вариант, который дает возможность и развиваться далее как консультант и аналитик.
Подать заявку на обучение