Арен Венгура

Интервью
г. Москва, выпускник 2021 года

«У нас намного выросло количество сделок, количество сотрудников, количество контрагентов, но я могу сказать, что с финансовой точки зрения что 5 контрактов, что 500 контрактов — у меня все на одном и том же уровне контроля, я четко понимаю что и почему происходит.»
  • Вопрос:
    Вы проходили обучение на двух программах «Финансовая система для увеличения прибыли» и «Бизнес-процессы». Какие изменения уже произошли в вашей компании?
    Ответ:
    Не могу сказать, что все бизнес-процессы уже у нас все прописаны, но у меня сложилось четкое понимание как построить работу в этом направлении. У нас небольшая компания, многие процессы сейчас только формируются. И если на этом этапе все формализовать, то будет сложно вносить коррективы. Поэтому мы выбрали такой путь: определенные процессы уже полностью отлажены, а по остальным, которые находятся в развитии, будем принимать решение как только они дойдут до нужного этапа. Самое главное в работе над бизнес-процессами — пока ты это делаешь, в голове складывается картина того, что происходит. Я понимаю пользу работы в этом направлении: мы сейчас переходим из одной CRM-системы в другую, и если бы все бизнес-процессы были прописаны, нам бы легче было совершить этот переход.
  • Вопрос:
    А если говорить о программе «Финансовая система для увеличения прибыли», есть ли какие-то изменения в компании?
    Ответ:
    Было бы неправдой сказать, что я применяю абсолютно все полученные знания. На момент когда я проходил обучение, еще не было того направления, которым я сейчас занимаюсь. Я хотел разобраться в финансах, чтобы сразу построить правильно все финансовые процессы, не ломать и не переделывать потом. На сегодняшний день мы ведем все стандартные отчеты — о прибыли и убытках, о движении денежных средств, баланс. ОДДС косвенным методом сначала вели, это было полезно, но многими вещами я занимаюсь сам и понимаю, где и в чем заморожены деньги, поэтому решили не тратить время на формирование этого отчета. Мы начали активно пользоваться заемными средствами, четко всегда знаем прибыль, знаем доли разных статей расходов в выручке, контролируем их в динамике от месяца к месяцу. Прямые и косвенные, переменные и постоянные расходы тоже считаем. Вот такие элементарные вещи мы применяем. Что касается таких инструментов, как финансовый рычаг, то пока я не примерял его на нас, чтобы понять какой результат можно от этого получить. У нас своя специфика, связанная с госзакупками, поэтому использовать этот инструмент можем ограниченно из-за того, что ценообразование и объемы практически от нас не зависят.
  • Вопрос:
    Хорошо, что запасы помогли пережить трудные времена, но вы замораживали в них деньги и до кризиса. С чем это было связано?
    Ответ:
    Совсем не потому, что нам так хотелось. Мы понимали, что такой подход неэффективен. Но такой объем товарных запасов необходим был для того, чтобы выполнить требования банков по залоговому обеспечению полученных кредитов, где соотношение суммы кредита к залогу составляет 1:2. Без денег развиваться невозможно, поэтому мы накапливали остатки товаров. Стали получать кредитование — и смогли совершить рывок, вырасти, переориентировать портфель закупок, ввести в ассортимент новые продукты. Такая стратегия в 2020—2021 году позволила нам развиваться за счет кредитов и за счет прибыли. В целом те долгосрочные планы, которые мы ставили в конце обучения, удается выполнять даже с опережением графика. Надеюсь, что кризис не сильно их скорректирует.
  • Вопрос:
    Что касается эффективности бизнеса, можно ли сказать, что произошли какие-то изменения, связанные с построением финансовой системы?
    Ответ:
    Я с момента создания нового направления начал вести все условно верно. У нас намного выросло количество сделок, количество сотрудников, количество контрагентов, но я могу сказать, что с финансовой точки зрения что 5 контрактов, что 500 контрактов — у меня все на одном и том же уровне контроля, я четко понимаю что и почему происходит. Но пока мне все приходится самостоятельно вести в Excel, попытки перейти на 1С пока не увенчались успехом. Пока из материалов курса я не все применил, по мере развития компании мы будем идти в этом плане дальше, но основные моменты, которые нужно контролировать в плане эффективности, мы контролируем.
  • Вопрос:
    Финансовые модели строили для своего направления?
    Ответ:
    Я строил их для других направлений, тренировался, проходил обучение по финансовому моделированию. Это интересно и полезно для понимания всех взаимосвязей внутри бизнеса.
  • Вопрос:
    Если вернуться к процессу обучения, что было тяжелее всего, что может быть вызывало сопротивление?
    Ответ:
    Наталья все отлично объясняет. Есть какие-то моменты, с которыми просто не сталкивались, нужно более глубоко разобраться. Я вообще обучение прошел очень быстро. У меня была возможность уделить время только обучению, не заниматься параллельно другими вопросами. Так что в целом все было нормально, сложными были те моменты, про которые раньше никогда не задумывались. Я все конспектировал как в университете. У меня до сих пор есть отдельный блокнот, в котором все очень четко записано по темам и по урокам.
  • Вопрос:
    Заглядываете в него?
    Ответ:
    Сейчас уже реже, а первое время заглядывал часто, особенно когда строил модели. Но я обязательно вернусь к блокноту, когда будет время посидеть, покопаться в своих цифрах.
  • Вопрос:
    Как бы вы оценили курс по 10-балльной шкале с точки зрения полезности полученных знаний и навыков, их практической применимости?
    Ответ:
    Я для меня на курсе было много открытий, я бы поставил на тот момент вполне заслуженные 10 баллов. Сейчас бы поставил 8, но не с точки зрения полезности или подачи материала. Просто я понимаю, что сейчас уже многое добавилось в курс, поменялось. Значит, курс стал лучше. Я был один из первых.