РУБРИКА "ФИНАНСОВАЯ ПЛАНЕРКА" #2

Сегодня в гостях на финансовой планерке — Светлана Бабий.

Светлана была студентом курса, который проходил пол года назад и сегодня рассказывает, какие изменения у нее происходят в бизнесе и происходят ли вообще.

Светлана, расскажите про себя и свой бизнес?

Светлана: «Мой бизнес — это кафе в Центре Москвы. Кафе небольшое, всего 20 посадочных мест, но достаточно популярное. С прошлого года мы находимся в ТОП-3 TripAdvisor по самым крутым завтракам в Москве, что безусловно является отличным показателем.

На курс к Наталье я пришла в октябре 2018 года. Началось все с мастер-класса в МБМ (Малый Бизнес Москвы). Меня очень впечатлил мастер-класс с Натальей, на котором я поняла, что не могу ответить на вопросы по финансовому управлению и, осмыслила, что мне необходимо закрыть эти пробелы. Пришло понимание, что важно делать не просто отчетность, для того чтоб она была, а использовать ее для управления бизнесом. Именно поэтому я очень быстро записалась на курс и осталась довольна по его окончанию.»

Кто у вас занимается финансами?

Светлана: «Финансами занимаюсь я. В одном лице я и финансовый менеджер и генеральный директор и соучредитель. «

А бухгалтер тоже вы?

Светлана: «Нет, бухгалтерия у нас на аутсорсе и, после прохождения курса, отношения с бухгалтером изменились в лучшую сторону.»

Что стало основной причиной или страхом, который подтолкнул вас прийти на курс?

Светлана: «Основной причиной явились вопросы, которые Наталья задавала на мастер-классе. Например вопрос о точке безубыточности, планируемой прибыли по каждому направлению деятельности, а также ряд других вопросов, ответов на которые у меня не было. И еще, меня поразила задачка, в которой нужно было просчитать прибыль. Я поняла, что у меня большие проблемы. Я хотела получить эти знания и, конечно, была готова вложить свое время и деньги.»
Расскажите про сам процесс обучения? Были ли сложные домашние задания, тесты, или все давалось легко?

Светлана: «Я обучалась еще по старой системе. Это были „живые“ вебинары, которые длились 3 недели по 2 часа. Занятия проходили в 7 часов утра и это было очень тяжело. Уже к семи утра нужно было собраться с мыслями и включаться в работу. Именно этот момент был для меня настоящим испытанием. Все остальное было отлично. Тесты я вообще обожала, это была самая любимая часть занятий. Я делала дополнительные пометки в конспектах после прохождения тестов и все становилось структурировано и понятно.

Некоторые задачи мне давались тяжело, я не понимала почему цифры не сходятся. И когда ты понимаешь почему не сходится — это откладывается навсегда. Вообще это было идеально. То есть, было достаточно сложно, но не настолько, чтоб с этим не справиться. Как для меня — это был классный уровень для обучения.»

Удалось ли в процессе обучения или после обучения посмотреть на свой бизнес с другой стороны?

Светлана: «Да, конечно. Это было основным. Появилось понимание того, что это не просто деятельность, а это бизнес, основным критерием которого является прибыль. Это может быть критерием для управления и принятия решений. Исходя из этого понимания все становится на свои места.

До курса мы считали прибыль своим способом, который, как нам казалось, правильный. После курса я поняла что нужно по-другому подходить к этому процессу, а не просто отнимать расходы от доходов.»

Какие у вас результаты после прохождения курса?

Светлана: «В первую очередь изменилось взаимодействие с бухгалтерами. После прохождения курса я уже четко понимала, что хочу получать не просто оборотно-сальдовую ведомость, а конкретные расчеты, в определенный срок, с конкретными показателями и информацией для принятия решений.»

Какие конкретно показатели вы сейчас запрашиваете?

Светлана: «Запрашиваю разные показатели, начиная от финансового результата и заканчивая показателями наличных в кассе, также запрашиваю раз в месяц баланс, отчет о прибылях и убытках и др отчеты.»

У них реальные данные? Все-таки бухгалтерия это не управленческий учет.

Светлана: «Это бухгалтерский и налоговый учет. Все основные показатели, которые относятся к финансам бизнеса я считаю сама.»

То есть, вы разбиваете их данные на более детальную аналитику и уже с ней работаете?

Светлана: «Да. После прохождения курса я переосмыслила показатель прибыли. То есть, прибыль можно рассматривать ни в одном ключе, а в нескольких. Появилось планирование продаж. Раньше мы этим не занимались, а сегодня это дает классный результат. Но, чтобы такой результат появился, для начала нужно разделять расходы по классификации, чтобы рассчитать точку безубыточности, в итоге это систематизируется и, я думаю, что в скором будущем мы придем и к бюджетированию расходов.»

Как сейчас происходит планирование?

Светлана: «Мы делаем план на следующий месяц, отслеживаем точку безубыточности по прошествию месяца и, рассчитаем ее либо в последних числах месяца, либо в первых числах следующего.»

У вас есть платежный календарь? Вы делаете бюджет движения денежных средств?

Светлана: «Календарь есть, но я им пользуюсь в большей степени для наличных платежей, поскольку это более приоритетная задача. Но это и есть некая сфера для развития. В будущем мы хотим перейти к календарному планированию приходов и расходов денежных средств.»

Изменились ли управленческие формы? Возможно вы внедрили отчет о прибыли и убытках в формате, который обсуждался на курсе?

Светлана: «После прохождения курса появился порядок. К определенному числу каждого месяца, готовится отчет о финансовом результате для соучредителей. Мы раньше это не практиковали. Сейчас я делаю такой отчет, пишу пояснительную записку, как во „взрослых“ компаниях, и делаю это так, как учили на курсе. Меня тогда это очень впечатлило. То есть, взять и сделать фотографию состояния компании, проанализировать ее и обсудить с соучредителями на доступном для них языке.»

Стало прозрачнее?

Светлана: «Безусловно. Когда ты кому-то объясняешь, сам отлично понимаешь, о чем говоришь.»

Повлияло ли наведение порядка в финансовой системе на эффективность бизнеса?

Светлана: «Эффективность безусловно есть. Она состоит из комплекса мер, в том числе и из-за изменения подхода к финансовому управлению. Понимание и использование финансовой системы для получения критериев, по которым происходит принятие решений, как раз и позволяет повысить эффективность. Финансовая система — это источник информации для эффективного управления бизнесом».

Какие планы на будущее с точки зрения развития финансовой системы?

Светлана: «Изначально, на одном из семинаров Натальи, меня впечатлила фраза о том, что бизнес может развиваться большими темпами только на заемные средства. Мне кажется на этом будет сосредоточено наше следующее развитие. Мы хотим привлекать заемные средства и на них развиваться. И это будет не просто эффективный рост, а агрессивное развитие. Этому тоже можно научиться и, финансовая система позволит прозрачно продемонстрировать инвесторам состояние бизнеса сегодня и состояние бизнеса в будущем при помощи их средств.»

Светлана, спасибо вам за столь интересное общение. Уверена, что очень скоро ваши планы реализуются. Ваша внутренняя мотивация и огонь в глазах явно показывают, что вы хотите продвигать и выводить свой бизнес на новый уровень. Желаю вам успехов!