Уоррен Баффет вас не купит:

8 правил серьезных инвесторов, которые стоит знать, даже если у вас ООО
Уоррен Баффет купил свою первую акцию в 11 лет и заработал с тех пор более 100 миллиардов долларов. Его рекомендациям доверяют инвесторы во всем мире. И даже если у вас не акционерная форма собственности, и вы не планируете в ближайшее время привлекать стратегического партнера, проверьте свою компанию по 8 ключевым параметрам, чтобы оценить ваши позиции на рынке и привлекательность для инвесторов в перспективе.

Итак, Уоррен Баффет вас не купит, если:

1. Бухгалтерский учет вашего бизнеса вызывает сомнения в прозрачности и честности, вы используете запутанные «оптимизационные» схемы с множеством юридических лиц, с разными формами налогообложения, продолжаете платить зарплату в конвертах.

Что делать: для начала разобраться с ответом на вопрос зачем вы все это делаете. Уменьшить налоговые выплаты? Сэкономить на отчислениях с заработной платы сотрудников? Сохранить бизнес от рейдерских захватов? Затем взвесить все риски, которые вы несете: репутационные, финансовые, правовые, и понять, что лучше работать над увеличением эффективности бизнеса. Сомневаетесь? Постройте финансовую модель «что если» и оцените последствия перехода бизнеса в прозрачное поле.

2. Ваша компания не обеспечивает хорошей рентабельности собственного капитала в течение нескольких лет, особенно по сравнению с конкурирующими компаниями. Рентабельность собственного капитала (Return On Equity — ROE) — это отношение чистой прибыли к собственному капиталу которое показывает сколько рублей чистой прибыли зарабатывает собственный капитал.

Что делать: рассчитать ROE и сравнить полученное значение со ставкой банковского депозита. Если ставка по депозиту выше, то какой смысл инвестору вкладывать деньги в ваш бизнес? Резервы повышения ROE кроются в рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансовом рычаге.

3. Менеджмент вашей компании не умеет увеличивать прибыль из года в год, а ее размер меньше, чем у растущего «здорового» бизнеса. Это значит, что менеджмент не увеличивает продажи и не сокращает операционные расходы.

Что делать: для начала посмотреть в Устав вашей компании, где наверняка написано, что «Общество создано в целях извлечения прибыли». Таким образом, смысл работы любой компании — максимизировать прибыль, а решить эту задачу можно через эффективное управление затратами и оборотным капиталом и повышение капитализации бизнеса.

4. Ваша компания имеет короткий период стабильной прибыли и не показывает положительной и приемлемой рентабельности собственного капитала (ROE) как минимум за пять лет. Для инвестора важно исключить случайные «всплески» роста прибыли и краткосрочные тренды, ему нужен стабильный устойчивый рост, в основе которого лежит эффективный менеджмент.

Что делать: возьмите управленческие Отчеты о прибылях и убытках за последние 5 лет и проведите детальный анализ маржинальной прибыли, валовой прибыли, EBITDA, EBIT, ТБУ. Рассчитайте операционный рычаг, проследите за динамикой переменных и постоянных, прямых и косвенных расходов. Если у вас нет управленческой отчетности, то самое время начать ее делать.

5. В вашей компании большое отношение заемного капитала (долга) к собственному капиталу, а значит большая часть прибыли компании идет на обслуживание долга, особенно если рост бизнеса происходит только за счет увеличения долга. Не все кредиты одинаково полезны: некоторые бизнесы, привлекая заемные средства, многократно растут и превращаются из малого бизнеса в средний и крупный, а другие банкротятся и исчезают.

Что делать: рассчитать коэффициент финансового рычага, который характеризует соотношение между собственным и заемным капиталом и прямо пропорционально влияет на степень финансового риска и норму прибыли. Нормальное значение коэффициента 1. Для развитых экономик — 1,5. Высокий финансовый рычаг означает высокую степень риска и финансовой зависимости. Ключ к решению этой проблемы лежит в повышении эффективности бизнеса.

6. Ваша компания не генерирует достаточный денежный поток по операционной деятельности, чтобы покрыть свои обязательства и поэтому вынуждена привлекать заемные средства не для развития, а для операционной деятельности.

Что делать: провести ревизию своих долгов — дебиторской и кредиторской задолженности, а также запасов с целью высвобождения денег. Количество дней отсрочки вашим дебиторам надо сокращать, по-возможности, брать с покупателей предоплаты. А количество дней постоплаты вашим кредиторам увеличивать и, по-возможности, уйти от предоплат. Увеличить оборачиваемость запасов.

7. Если вы продаете то же, что и тысячи других компаний и у вас нет серьезного конкурентного преимущества. При этом у вас может быть любой бизнес — в портфеле Уоррена Баффета есть акции Apple, Coca Cola, Bank of America, American Express, в 2020 году его компания инвестировала в разработчика облачной платформы для хранения данных, фармацевтические компании, оператора сотовых данных и избавилась от акций сети складов самообслуживания.

Что делать: четко определить в чем состоит ваше конкурентное преимущество, чем вы лучше тех, кто продает аналогичные товары или услуги, или почему ваш способ решения проблемы потребителя эффективнее других. В помощь вам книга «Разработка ценностных предложений» Алекса Остервальдера и др.

8. Если не понятна суть бизнеса. «Никогда не инвестируйте в бизнес, который вы не понимаете», — рекомендует Уоррен Баффет инвесторам.

Что делать: четко сформулируйте свое ценностное предложение, используя схему «Мы помогаем (кому именно), которые хотят (выполняемая задача), тем, что (как именно) (ваше определение действия — например, снижает, избавляет) и (еще одно действие с противоположным знаком — например, повышает, позволяет) в отличие от (конкурирующие предложения).
Если по всем 8 пунктам у вас полный порядок, да еще вы готовы продать компанию или ее часть сильно дешевле рыночной стоимости, то Уоррен Баффет и другие серьезные инвесторы вполне могут обратить внимание на ваш бизнес. Так что не забудьте рассчитать стоимость своей компании, чтобы не продешевить, когда получите предложение от инвесторов!

Если вы поняли ЧТО надо сделать по всем 8 пунктам и точно знаете КАК, то принимайтесь за работу.

Если вы примерно поняли ЧТО надо сделать, но не знаете КАК, то приглашаю на курс «Финансовая система для увеличения прибыли», который провожу для собственников и руководителей малого и среднего бизнеса, или на курс-практикум «Школа финансовых менеджеров».
Если вы совсем не поняли ЧТО именно надо сделать и тем более не знаете КАК, то действовать нужно последовательно. Для начала изучите Финансовый словарь предпринимателя и прочтите несколько статей в блоге, а потом приходите учиться!
Понравилась статья?
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Читать также:
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ