Как определить величину капитала компании?

Сколько в бизнесе собственных денег, или как посчитать собственный капитал компании

Это один из самых частых вопросов моих клиентов и слушателей курса «Финансовая система для увеличения прибыли», который они задают себе, ну и мне, как консультанту.
Случай из практики
Недавно я разговаривала с собственницей бизнеса, назовем ее Виктория, которая владеет и управляет сетью региональных детских центров. Она влюблена в свое дело и детей, более 10 лет занимается развитием центров, и отдает себя бизнесу целиком. Мы обсуждали с ней создание системы управленческих отчетов, и речь зашла про управленческий баланс. В процессе обсуждения у Виктории возник вопрос:

─ А есть ли в моей компании собственный капитал? Может компания глубоко убыточна, а мы живем на ежемесячном денежном потоке от клиентов? Ведь денег всегда не хватает.

─ Давай проведем инвентаризацию и честно посчитаем, сколько собственных денег в твоем бизнесе? ─ предложила я.

─ Страшно. А вдруг я банкрот? ─ сказала Виктория

─ Другого варианта нет! Лучше узнать правду и от нее оттолкнуться в принятии управленческих решений.

И мы стали готовиться к проведению инвентаризации имущества и всех долгов всех детских центров.
Для справки. В компании было несколько юридических лиц и по каждому из них строилась бухгалтерская отчетность. Консолидированной управленческой отчетности по всем юридическим лицам в компании не было.
Зачем нам понадобилось проводить инвентаризацию всего, чем компания владеет плюс долгов? Ответ очень простой — это единственный способ честно посмотреть на бизнес через цифры и построить первый управленческий баланс всего бизнеса целиком.

Только управленческий баланс дает ответ на вопрос: сколько в бизнесе собственных денег или какова величина собственного капитала

А это главный вопрос собственника, который можно развить еще в целую цепочку интересных вопросов.
Как провести инвентаризацию и посчитать собственный
капитал
Надо помнить, что инвентаризацию всегда проводят на конкретную дату. Если цель инвентаризации ─ построение первого баланса, то лучше выбрать последний день месяца.

Что мы считаем?

  1. Имущество — то, чем компания владеет на конкретную дату, а именно:

  • Деньги — все, которые лежат на расчетных счетах, в кассе, под матрацем, в тумбочке, сейфе и прочих злачных местах. Но с одним условием: они должны быть деньгами компании, а не собственника.

  • Товары — на складах, в магазинах, везде, где они могут храниться. Оцениваем либо по стоимости приобретения, либо по стоимости аналогичного товара (рыночной стоимости) на дату инвентаризации, если все документы безнадежно утеряны.

  • Сырье и материалы — надо посчитать и оценить аналогично товарам.

  • Готовую продукцию — считаются как товары, а оценивают по себестоимости изготовления. Если вы ее не знаете, то также по рыночной стоимости.

  • Основные средства — это имущество, которое можно использовать более одного года, со стоимостью свыше лимита, установленного для управленческого учета. Чтобы себя не обманывать, оценивать основные средства надо не по стоимости покупки, а по цене, за которую их можно будет продать. Если рыночная цена равна нулю, то так и надо честно оценить.

  • Нематериальные активы — лицензионное программное обеспечение, патенты, сайты, свидетельства и прочее аналогичное имущество, если оно имеет стоимость.

  • Долги. Считаем всё, что должны нашей компании — дебиторскую задолженность. Вспоминаем, кто и сколько нам должен на конкретную дату и точно вернет. Тех, кто должен, но не вернет, увы, не считаем.

Таким образом, мы сформируем Актив баланса.

Следующим шагом надо посчитать источники формирования Актива, которые в российской практике называют Пассивом.

2. Заемный капитал — все долги, которые компания должна своим контрагентам, а именно:

  • поставщикам — за поставки товаров, работ, услуг, по которым у компании есть отсрочка платежа;

  • банкам — за кредиты (займы);

  • бюджету — за начисленные, но не уплаченные налоги;

  • сотрудникам — за начисленную, но еще не выплаченную заработную плату;

  • прочие долги, которые получится вспомнить.

Когда мы посчитали Активы и Заемный капитал, то определить Собственный капитал не составит труда. Это разница между Активами и Заемным капиталом.
Если эта разница положительная, я вас поздравляю: ваша компания прибыльная, у нее есть собственные деньги! Когда разница отрицательная, то, увы, в вашем бизнесе есть проблемы и их надо срочно решать.

Вот такой нехитрый способ получения первого баланса и расчет Собственного капитала вашего бизнеса.

Понятно, что написать алгоритм легко, но непросто провести процедуру инвентаризации, тем более, если ваш бизнес достаточно большой. Надо знать много нюансов, а главное ─ понимать смысл того, что вы делаете и получаете в результате. Но это уже уровень финансовой грамотности собственников бизнеса, который нужно повышать.

Проверьте уровень развития финансовой системы в вашем бизнесе через чек-лист.
Понравилась статья?
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Читать также:
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ